3D моделирование — очень популярное, развивающееся и многозадачное направление в компьютерной индустрии на сегодняшний день. Создание виртуальных моделей чего-либо стало неотъемлемой частью современного производства. Выпуск медиа-продукции, кажется, уже не возможен без использования компьютерной графики и анимации. Конечно же, под разнообразные задачи в этой отрасли предусмотрены и специфические программы.

Выбирая среду для трехмерного моделирования, в первую очередь, следует определить круг задач, для решения которых она подходит. В нашем обзоре мы, также, затронем вопрос сложности изучения программы и затрат времени на адаптацию под нее, так как работа с трехмерным моделированием должна быть рациональной, быстрой и удобной, а результат получался качественным и максимально творческим.

Autodesk 3ds Max

Самым популярным представителем 3Д-моделлеров остается Autodesk 3ds Max — самое мощное, функциональное и универсальное приложение для трехмерной графики. 3Д Макс — это стандарт, под который выпущено множество дополнительных плагинов, разработано готовых 3Д-моделей, отснято гигабайты авторских курсов и видеоуроков. С этой программы лучше всего начинать учиться компьютерной графике.

Эта система может использоваться во всех отраслях, начиная от архитектуры и дизайна интерьеров и заканчивая созданием мультфильмов и анимированных видеороликов. Autodesk 3ds Max идеален для статичной графики. С помощью него быстро и технологично создаются реалистичные картинки интерьеров, экстерьеров, отдельных предметов. Большинство разрабатываемых 3Д-моделей создаются именно в формате 3ds Max, что подтверждает эталонность продукта и является самым большим его плюсом.

Как стать творцом

У моделера, который просто механически осваивает создание объёмных моделей, есть предел развития. Он наступает, когда художник может выполнить любой заказ быстро и качественно.

Но чтобы развиваться дальше нужен внутренний запал. Он будет двигать художника вперёд и не даст его тяге к саморазвитию угаснуть.

Например, моделер может просто любить больших боевых роботов и научиться моделировать их в совершенстве. Так случилось, например, с художником Виталием Булгаровым, который в итоге создавал роботов для Starcraft 2: Heart Of The Swarm и четвёртых «Трансформеров» Майкла Бэя.

Источник

Преподаватель XYZ, 3D-художник

На самом деле, я никогда не хотел быть трёхмерщиком, а хотел делать мультфильмы и снимать кино. И я снял несколько фильмов и мультфильмов! Правда они все отстойные, был молод и не умел ни черта. 3D было лишь инструментом в этой работе. Я никогда не целился в моделинг, просто начал за него довольно рано получать деньги, да и дело интересное. Хорошая комбинация.

Даже когда перед художником стоит простая задача — например, нарисовать стол, — к ней можно подойти с фантазией. Дать волю внутреннему дизайнеру, поэкспериментировать с формой столешницы, с количеством её ножек. Или ещё лучше: сразу представить себе целую комнату, в которой этот стол будет стоять, и только потом начинать его рисовать, — как элемент композиции, а не как отдельный объект.

Денис Куандыков, левел-дизайнер VOID Interactive

Я не делаю шейдеры, чтобы сделать шейдеры, и модели, чтобы сделать модели. Я иду от обратного: у меня есть идеи каких-то игр или каких-то отдельных сцен, которые сами по себе что-то рассказывают. И уже под эти задачи я понимаю, какие нужно сделать модели.Держу в голове цель, и она основана на моих имеющихся навыках; на том, что я уже умею делать в движке. А уже в процессе реализации этой цели я учусь чему-то новому, при этом не создавая контент в пустоту.

Работа из портфолио Дениса Куандыкова

Идеи появляются, когда художник сталкивается с чем-то новым. Например, моделеру могут предложить поработать в новой для него стилистике, а художнику по персонажам — нарисовать необычный интерьер. К сожалению, обеспечить себе такой творческий подход можно не всегда, поэтому 3D-художники часто сталкиваются с рутинной работой.

Как сбежать от рутины «Ящиками» в 3D-моделировании часто называют однотипные, скучные объекты, которые не дают художнику простора для фантазии, но всё равно необходимы в разработке. Это могут быть, собственно, ящики, камни, и так далее. Если работать над такими задачами постоянно, появляется усталость от работы — хроническое состояние, от которого трудно избавиться. Но несколько способов всё же есть.

Уставшему от одинаковых моделей художнику лучше сторониться проектов-блокбастеров — тех самых The Elder Scrolls, Call of Duty и Grand Theft Auto, над которыми многие так хотят работать. Облик AAA-игр определяют арт-директора и старшие художники, в то время как их подчинённые просто выполняют задачи, которые им выдают. Творческий процесс в таких условиях сводится к нулю.

Источник

Денис Куандыков, левел-дизайнер VOID Interactive

Чем больше проект, тем больше вы в нём растворяетесь и тем сильнее теряется ценность вашей работы. Вы делаете не целиком солдата, а лишь одну его лямку. Или делаете не танк, а только его третий уровень детализации, например. И это всё дико теряется на фоне всей остальной работы, потому что над такими играми работают тысячи людей.

Чтобы вырваться из этой атмосферы подойдут небольшие инди-проекты. На них 3D-моделер может не только быстро набить руку, но и проявить себя как художника. В таких проектах редко бывают большие отделы, отвечающие за создание 3D-графики — как правило, всё ограничивается несколькими людьми. И это значит, что у каждого из них куда больше возможностей проявить свой уникальный стиль.

Subnautica. Работа из портфолио Евгения Пака

Как не заскучать от однообразия Даже если 3D-художнику пришлось столкнуться с более «конвейерным» производством, у него в запасе остаётся несколько хитростей. Одна из них — kitbashing. В среде 3D-моделеров считается дурным тоном брать готовые модели, но на самом деле это нормальная практика. Ведь если нужно сделать десять моделей, из каждой из которых будет торчать гвоздь, то совсем не зазорно сделать один гвоздь и расставить его по десяти моделям. Ещё можно взять гвоздь из своей старой работы, или скачать готовый и слегка переделать.

Работает этот способ и когда нужно создать, например, макет локации, в которой стоит человек с ружьём. Если цель задания — показать конкретного персонажа, то нужно рисовать уникального человека с уникальным ружьём. Но если цель — показать локацию, то можно обойтись и заранее заготовленной моделью, чтобы не тратить впустую время и силы.

Subnautica. Работа из портфолио Евгения Пака

Ещё одна хитрость: можно подойти к знакомой задаче или приевшейся модели с новым инструментом. Это может быть незнакомая программа, неосвоенный движок, а иногда и просто новая кисть, найденная в уже изученном интерфейсе.

Евгений Пак, художник по окружению в People Can Fly:

Все 3D-программы очень схожи по своей философии — когда знаешь много программ, начинаешь это понимать. Новичку кажется, что каждая программа уникальна и по-своему сложна, но я бы сказал, что стоит просто попробовать и убедиться, что полигоны везде одинаковые, да и многие инструменты тоже.Еще есть такая вещь как learning curve [кривая обучаемости]: когда начинаешь что-то новое, то учишься быстро, и твоё развитие поднимает боевой настрой. Это такой лёгкий лайфхак — начать заниматься 3D и сразу получить бонус к пониманию и к смелости. Можно поставить себе цель: замоделить стакан и карандаш во всех программах, какие получится найти. Ну и после такого сразу станет понятно, какой софт нравится больше.

Всегда важно быть открытым к новому, а не ограничиваться одним досконально изученным инструментарием. Но здесь тоже есть своя опасность, на этот раз — чисто технического характера.

Cinema 4D

Cinema 4D — программа, которая позиционируется как конкурент Autodesk 3ds Max. Синема обладает практически таким же набором функций, но отличается в логике работы и способах выполнения операций. Это может создать неудобства для тех, кто уже привык работать в 3Д Макс и хочет воспользоваться преимуществами Cinema 4D.

По сравнению со своим легендарным конкурентом, Cinema 4D может похвастать более совершенным функционалом в создании видеоанимаций, а также способностью создавать реалистичную графику в режиме реального времени. Уступает же Cinema 4D, в первую очередь, своей меньшей популярностью, из-за чего количество 3Д-моделей под эту программу намного меньше, чем для Autodesk 3ds Max.

Топ-5 советов по моделированию для геймдева

Mike Griggs считает, что 3D-моделирование для компьютерных игр является идеальным способом изучить основы 3D-моделирования.

Mike Griggs – 3D-концептуалист, художник, специалист по VFX и моушн графике, работающий на ТВ, в выставочных компаниях и цифровом дизайне.

Бюджет пятой части Grand Theft Auto оценивался в 265 млн. долл., что доказывает масштабность сферы геймдева. Сюжетная линия игр также выходит на первый план, благодаря чему геймдев становится достойным конкурентом кинематографу в плане культурного влияния. А это значит, что стоит попробовать себя в геймдеве.

Необходимо учитывать множество нюансов при моделировании для геймдева. Начиная с того, будет ли это хайпольная модель для ПК или консолей, или лоупольная для мобильных платформ; в любом случае UV-развертка для дальнейшего создания текстурных карт должна быть очень качественной; однако самым важным является понимание того, как работать с движком игры.

Совет №01: Что собой представляет движок игры?

Некоторые движки, такие как CryEngine и Unity, бесплатны

Движок игры – компьютерная среда, стандартизирующая некоторые задачи, как, например, физика объекта, благодаря чему, программистам нет нужды каждый раз заботиться о новой системе физики при написании очередной игры. Такие игровые движки, как, например, CryEngine и Unity, бесплатны. У Blender есть собственный движок, что дает определенные преимущества при создании игровых ассетов.

Совет №02: Создание ассетов

С помощью различных инструментов можно создавать текстуры разного разрешения

Для создания текстур разного разрешения на лету для различных игровых платформ можно воспользоваться генератором изображений Adobe Generator в Photoshop. Редактор Allegorithmic Substance Designer предлагает более расширенный подход с помощью нодовой системы. Изучение принципов работы подобных редакторов существенно сократит время, необходимое для создания текстур для разных игровых платформ.

Совет №03: Приложения, работающие в реальном времени

Для тестирования 3D-модели вам может понадобится игровой движок. Если вы пользователь Autodesk, можете воспользоваться Nitrous view в 3Ds Max или Maya, который идеально упрощает модель до того, как она будет выглядеть в игре. Пользователи других 3D пакетов могут воспользоваться доступным инструментом Toolbag от Marmoset, который позволяет просматривать модели в режиме реального времени, полностью контролируя текстуры.

Совет №04: Использование текстурных карт

Различные текстурные карты помогают здорово детализировать объект, значительно экономя время

Такие программы как xNormal позволяют создавать различные типы текстурных карт, основанных на изображении, таких, как normal, displacement и ambient occlusion. При этом последняя карта в сочетании с diffuse невероятно полезна для создания дополнительных теней и швов на модели, добавляя ей сложности в целом.

Совет №05: От простого к сложному

Главное при создании игровых ассетов – достаточное разрешение (топология) модели

В идеале стоит начать с небольшого числа полигонов, также на этом этапе создать и UV-развертку. Эту лоупольную модель вы будете использовать как основу для создания хайполи и текстур для нее.

Журналист: Алена

Sculptris

Для тех, кто делает свои первые шаги на поприще виртуального скульптора, идеально подойдет несложное и веселое приложение Sculptris. С помощью этого приложения, пользователь сразу погружается в увлекательный процесс лепки скульптуры или персонажа. Воодушивившись интуитивным творением модели и развивая свои навыки, можно перейти на профессиональный уровень работы в более сложных программах. Возможности Скульптрис достаточны, но не полны. Результат работы — создание одиночной модели, которая будет использоваться при работе в других системах.

3D-модели персонажей: области применения

3D-моделирование персонажей имеет применение во многих областях. Рассмотрим на красочных примерах.

PC и Flash игры

Самое широкое применения 3D-моделирование персонажей находит в создании героев для игр – от больших настольных для PC или приставок до Flash-игры онлайн или для мобильных устройств. 3D-игры динамичные и красочнее выглядят, что позволяет найти больший отклик среди игроманов.

В 1992 году вышла первая 3D-action игра Wolfenstein от id Software, а в 1993 эта же компания заложила основы жанра 3D-шутера, выпустив игру Doom. Сейчас этот жанр компьютерных игр очень популярен.

Персонажи всех наиболее известных игр выполнены с использованием 3D моделирования и анимации. Среди них герои Call of Duty, Wiedźmin (Ведьмак), Fallout, Portal, Assassin’s Creed, Resident Evil, The Legend of Zelda, Battlefield, Mass Effect, Far Cry, Prince of Persia, Deus Ex, Diablo.

Культовая игра Rayman прошла путь от 2D-платформера в 1995 году до версии Rayman Origins — 3D-игры с яркой графикой в 2013 году. Главный персонаж Рэйман в своей 3D-версии расширяет границы свободы действия, дополняя игровой процесс новым опытом.

Кинематограф

3D-моделирование стало неотъемлемой частью кинематографа — фильмы и мультфильмы полны 3D-персонажей. Иногда это полностью вручную смоделированная фигура, которой придают анимацию с помощью специального программного обеспечения. В иных случаях 3D-модель получает «движение» благодаря технологии motioncaption (захват движения с живого человека). 3D-модели персонажей стали также очень популярными при создании анимационных мультфильмов, упрощая управление персонажами, делая их более гибкими и подвижными.

Слева: технология motion captionв фильме «Планета обезьян». Справа: 3D-моделирование персонажей (фильм «Гарфилд», мультфильм «Зверополис»).

При создании 3D-персонажей для фильмов используется мощное оборудование. Например, на обычном компьютере рендеринг одного из персонажей фильма «Трансформер» мог бы занять несколько лет.

3D-моделирование персонажа также является популярным приемом в рекламе. Многие бренды заказывают разработку фирменных персонажей. Недостатком 2D-графики является то, что смена плана требует новой перерисовки персонажа. При трехмерном моделировании персонаж можно показывать с разных сторон, менять его позы всего лишь вращая 3D-модель в программе. 3D-рекламные ролики смотрятся ярче и позволяют реализовать больше идей.

Известные бренды постоянно используют в своих рекламных роликах 3d модели персонажей. К своему 75-летию M&M’s выпустили рекламу, где можно посмотреть эволюции их героев.

IClone

IClone — это программа, разработанная специально для создания быстрых и реалистичных анимаций. Благодаря большой и качественной библиотеке примитивов, пользователь может ознакомится с процессом создания анимации и приобрести свои первые навыки в этом виде творчества. Сцены в IClone создаются легко и увлекательно. Хорошо подойдет для первоначальной проработки фильма на этапах эскизирования.

IClone хорошо подходит для изучения и использования в простых или малобюджетных анимациях. Однако его функционал не так широк и универсален, как в Cinema 4D.

AutoCAD

Для целей строительного, инженерного и промышленного проектирования применяется самый популярный чертежный пакет — AutoCAD от компании Autodesk. Эта программа обладает мощнейшим функционалом для двухмерного черчения, а также проектирования трехмерных деталей разной сложности и назначения.

Научившись работать в AutoCAD, пользователь сможет проектировать сложные поверхности, конструкции и прочие изделия материального мира и оформлять к ним рабочие чертежи. На стороне пользователя — русскоязычное меню, справка и система подсказок по всем операциям.

Эту программу не стоит применять для красивых визуализаций, как Autodesk 3ds Max или Cinema 4D. Стихия Автокада — рабочие чертежи и подробная разработка модели, поэтому для эскизных разработок, например, архитектуры и дизайна лучше выбрать более подходящий для этих целей Sketch Up.

Sketch Up

Sketch Up — это интуитивная программа для дизайнеров и архитекторов, которая используется для быстрого создания трехмерных моделей предметов, конструкций, зданий и интерьеров. Благодаря интуитивному процессу работы, пользователь может воплотить свой замысел достаточно точно и графически понятно. Можно сказать, что Sketch Up — самое простое решение, используемое для 3d моделирования дома.

Скетч Ап обладает возможностью создания как реалистичных визуализаций, так и эскизных чертежей, что выгодно отличает его от Autodesk 3ds Max и Cinema 4D. В чем уступает Sketch Up, так это в низкой детализации объектов и не столь большим количеством 3Д-моделей под свой формат.

Программа имеет простой и дружественный интерфейс, она проста в изучении, благодаря чему обретает все больше сторонников.

Трехмерное моделирование в современном мире

Сегодня я расскажу вам о том, что такое 3D-моделирование, каким оно бывает, где его применяют и с чем его едят. Эта статья в первую очередь ориентирована на тех, кто только краем уха слышал, что такое 3D-моделирование, или только пробует свои силы в этом. Поэтому буду объяснять максимум «на пальцах». Сам я технический специалист и уже более 10 лет работаю с 3D-моделями, поработал более чем в 10ке различных программ разных классов и назначений, а также в различных отраслях. В связи с этим накопился определенный helicopter view на эту отрасль, с чем и хотел с вами поделиться. 3D-моделирование прочно вошло в нашу жизнь, частично или полностью перестроив некоторые виды бизнеса. В каждой отрасли, в которую 3D-моделирование принесло свои изменения, имеются как свои определенные стандарты, так и негласные правила. Но даже внутри одной отрасли, количество программных пакетов бывает такое множество, что новичку бывает очень трудно разобраться и сориентироваться с чего начинать. Поэтому, для начала давайте разберем какие же бывают виды 3D-моделирования и где они применяются.

Можно выделить 3 крупные отрасли, которые сегодня невозможно представить без применения трехмерных моделей. Это:

  • Индустрия развлечений
  • Медицина (хирургия)
  • Промышленность

С первой мы сталкиваемся почти каждый день. Это фильмы, анимация и 90% компьютерных игр. Все виртуальные миры и персонажи созданы с помощью одного и того же принципа — полигонального моделирования
.

Полигонами называются вот эти треугольники и четырехугольники.

Чем больше полигонов на площадь модели, тем точнее модель. Однако, это не значит, что если модель содержит мало полигонов (low poly), то это плохая модель, и у человека руки не оттуда. Тоже самое, нельзя сказать про то, что если в модели Over999999 полигонов (High poly), то это круто. Все зависит от предназначения. Если, к примеру, речь идет о массовых мультиплеерах, то представьте каково будет вашему компьютеру, когда нужно будет обработать 200 персонажей вокруг, если все они high poly?

Полигональное моделирование происходит путем манипуляций с полигонами в пространстве. Вытягивание, вращение, перемещение и.т.д.

Пионером в этой отрасли является компания Autodesk (известная многим по своему продукту AutoCAD, но о нем позже). Продукты Autodesk 3Ds Max

, и
Autodesk Maya
, де-факто стали стандартом отрасли. И свое знакомство с 3D моделями, будучи 15-летним подростком, я начал именно с 3Ds Max.

Что же мы получаем на выходе сделав такую модель? Мы получаем визуальный ОБРАЗ

. Геймеры иногда говорят: «я проваливался под текстуры» в игре. На самом деле вы проваливаетесь сквозь полигоны, на которые наложены эти текстуры. И падение в бесконечность происходит как раз потому, что за образом ничего нет. В основном, полученные образы используются для
РЕНДЕРА
(финальная визуализация изображения), в игре / в фильме / для картинки на рабочем столе.

Собственно, я в свое время и пытался что-то «слепить», чтобы сделать крутой рендер (тогда это было значительно сложнее). Кстати о лепке. Есть такое направление как 3D-sсulpting.

По сути, тоже самое полигональное моделирование, но направленное на создание в основном сложных биологических организмов. В ней используются другие инструменты манипуляций с полигонами. Сам процесс больше напоминает чеканку, чем 3D моделинг.

Если полигональная модель выполнена в виде замкнутого объема, как например, те же скульптуры, то благодаря современной технологии 3D-печати (которая прожует почти любую форму) они могут быть воплощены в жизнь.

По сути, это единственный путь

для полигональных 3D моделей оказаться в реальном мире. Из вышеописанного можно сделать вывод, что полигональное моделирование нужно исключительно для творческих людей (художников, дизайнеров, скульпторов). Но это не однозначно. Так, например, еще одной крупной сферой применения 3D моделей является
медицина
, а именно- хирургия. Можно вырастить протез кости взамен раздробленной. Например, нижняя челюсть для черепашки.

У меня нет медицинского образования и я никогда ничего не моделил для медицины, но учитывая характер форм модели, уверен, что там применяется именно полигональное моделирование. Медицина сейчас шагнула очень далеко, и как показывает следующее видео, починить себе можно практически все (были бы деньги).

Конечно, используя полигональное моделирование, можно построить все эти восстанавливающие и усиливающие элементы, но невозможно контролировать необходимые зазоры, сечения, учесть физические свойства материала и технологию изготовления (особенно плечевого сустава). Для таких изделий применяются методы промышленного проектирования.

По правильному они называются: САПР (Система Автоматизированного ПРоектирования)

или по-английский
CAD (Computer-Aided Design)
. Это принципиально другой тип моделирования. Именно на нем я специализируюсь уже 8 лет. И именно про него я буду вам в дальнейшем рассказывать. Чем этот метод отличается от полигонального? Тем, что тут нет никаких полигонов. Все формы являются цельными и строятся по принципу
профиль + направление.

Базовым типом является твердотельное моделирование

. Из названия можно понять, что, если мы разрежем тело, внутри оно
не
будет пустым. Твердотельное моделирование есть в любой CAD-системе. Оно отлично подходит для проектирования рам, шестеренок, двигателей, зданий, самолётов, автомобилей, да и всего, что получается путем промышленного производства. Но в нем (в отличии от полигонального моделирования)
нельзя
сделать модель пакета с продуктами из супермаркета, копию соседской собаки или скомканные вещи на стуле.

Цель этого метода — получить не только визуальный образ, но также измеримую и рабочую информацию о будущем изделии.

CAD – это точный инструмент и при работе с CAD, нужно предварительно в голове представлять топологию модели.

Это алгоритм действий, который образует форму модели. Вот, как раз по топологии, можно отличить опытного специалиста от криворукого. Не всегда задуманную топологию и сложность формы можно реализовать в твердотелке, и тогда нам на помощь приходит неотъемлемая часть промышленного проектирования —
поверхностное моделирование
.

Топология в поверхностях в 10 раз важнее, чем при твердотельном моделирование. Неверная топология – крах модели. (напоминаю, что это статья обзорная и для новичков, я не расписываю тут нюансы). Освоение топологии поверхностей на высоком уровне, закрывает 70% вопросов в промышленном моделировании. Но для этого нужно много и постоянно практиковаться. В конечном итоге, поверхности все равно замыкаются в твердотельную модель.

Со временем приходит понимание наиболее удобного метода при моделировании того или иного изделия. Тут полно лайф-хаков, причем у каждого специалиста есть свои.

ВАЖНО:

использование CAD без профильного образования не продуктивно! Я сам много раз наблюдал, как творческие люди, или мастера на все руки пытались проектировать. Да, конечно они что-то моделировали, но все это было «сферическим конем в вакууме». При моделировании в CAD, помимо топологии, необходимо иметь конструкторские навыки. Знать свойства материалов, и технологию производства. Без этого, все равно, что подушкой гвозди забивать, или гладить пылесосом.

В CAD мы получаем электронно-геометрическую модель изделия

.

(Напоминаю, что при полигональном моделировании мы получаем визуальный образ)

С нее можно:

  • Сделать чертежи
  • По ней можно написать программу для станков с ЧПУ,
  • Ее можно параметризировать (это когда изменяя 1 параметр можно изменить модель без переделки)
  • Можно проводить прочностные и другие расчеты.
  • Ее так же можно послать на 3д печать (и качество будет лучше)
  • Сделать рендер.

Думаю, пока этого вам хватит. Мы разобрали:

  • 2 основных вида моделирования.
  • Разобрали отрасли применения.
  • Разобрали возможности каждого метода и его назначение.
  • Разобрали базовые типы моделирования в CAD и некоторые нюансы.

Надеюсь, вам было интересно!

Sweet Home 3D

Если требуется несложная система для 3D-моделирования квартиры, на эту роль отлично подойдет Sweet Home 3D. Даже неподготовленный пользователь сможет быстро начертить стены квартиры, разместить окна, двери, мебель, нанести текстуры и получить эскизный проект своего жилья.

Sweet Home 3D — решение для тех проектов, в которых не требуется реалистичная визуализация и наличие авторских и индивидуальных 3Д-моделей. Построение модели квартиры основывается на встроенных библиотечных элементах.

Blender

Бесплатная программа Blender является очень мощным и многофункциональным инструментом для работы с трехмерной графикой. Количеством своих функций он практически не уступает большим и дорогим 3ds Max и Cinema 4D. Эта система вполне подойдет как для создания 3Д-моделей, так и для разработки видеороликов и мультфильмов. Несмотря на некоторую нестабильность работы и отсутствие поддержки большого числа форматов 3Д-моделей, Blender может похвастать перед тем же 3ds Max более продвинутым инструментарием создания анимаций.

Блендер может оказаться сложным в изучении, так как имеет сложный интерфейс, непривычную логику работы и нерусифицированное меню. Зато благодаря открытой лицензии он может быт успешно использован в коммерческих целях.

Системы автоматизированного проектирования (CAD Tools)

123D Design Autodesk inc.

Уровень

: начинающий.
Цена
: условно бесплатно

Мощное и при этом простое в использовании ПО. В бесплатной версии дает вам доступ к большинству функций и позволяет создавать и использовать 3D-модели для некоммерческих целей.

3DSlash 3DSlash

Уровень

: начинающий.
Цена
: условно бесплатно

Веселое и быстрое ПО для людей всех возрастов и без опыта моделирования. Интерфейс, напоминающий Minecraft. Возможность импорта / экспорт файлов STL и многое другое.

DTin Lagoa

Уровень

: начинающий.
Цена
: условно бесплатно

Бесплатное браузерное приложение для 3D моделирования. Интуитивно понятное и простое. После создания учетной записи, вы получите доступ к огромному хранилищу Creative Commons 3D-моделей.

CubeTeam Otherlab Inc.

Уровень

: начинающий
Цена
: условно бесплатно

CubeTeam – многопользовательская программа для 3D-моделирования, позволяющая создать и распечатать свой кубический мир. CubeTeam работает в веб-браузере, а также имеет мощные инструменты редактирования, которые позволяют создавать практически безграничное пространство.

Cubify Invent 3D Systems Inc.

Уровень

: ниже среднего.
Цена
: $49

Cubify Инвент – простой в освоении инструмент 3D моделирования, целью которого является обучение пользователя созданию файлов, пригодных для 3D печати. Программное обеспечение поставляется вместе с бесплатными учебными пособиями и работает только на Windows.

Design Spark Mechanical RS Components/ Allied Electronics

Уровень

: ниже среднего.
Цена
: бесплатно

Design Spark Mechaniacal позиционируется, как ПО для инженеров, но это не мешает ему быть быстрым и простым в использовании.

FreeCAD FreeCAD Community

Уровень: продвинутый Цена: условно бесплатноFreeCAD – параметрический многофункциональный инструмент 3D моделирования, созданный для проектирования изделий и техники. ПО работает на Windows, MAC OSX и Linux/Unix.

Geomagic Design 3D Systems Inc.

Уровень: продвинутый Цена: €1799

Всеобъемлющее и надежное средство проектирования САПР, позволяющее превратить концепт в реальное изделие, как профессиональным инженерам, так и простым студентам.

Inventor Autodesk Inc.

Уровень: выше среднего Цена: $7295

Inventor предлагает простой в использовании набор инструментов для 3D проектирования, создания документации и моделирования.

Rhino 3D Robert Mc Neel & Associates

Уровень: выше среднего Цена: €995

Rhino – автономное коммерческое ПО, работающее по принципу NURBS(неоднородных рациональных B-сплайнов). Широко используется в промышленном дизайне, архитектуре, а так же при моделировании водных поверхностей и ювелирных украшений.

SketchUp Trimble Navigation Ltd.

Уровень: средний Цена: Бесплатно / €378

SketchUp создан для архитекторов, интерьер-дизайнеров и гражданских машиностроителей. Его богатый, но простой в использовании интерфейс делают его идеальным для новичков в 3D моделировании. Имеется две версии: бесплатная и платная с дополнительными возможностями, но экспорт .stl – файлов для 3D печати возможен только в платной версии.

Solidworks Dassault Systémes Solidworks Corp.

Уровень: выше среднего Цена: $3995

Solidworks – программа для 3D моделирования механических изделий, широко используемая инженерами и конструкторами. Имеет мощные инструменты твердотельного моделирования, проектирования электро- и трубопроводов, проверки чертежа, анимирования, обратного проектирования и многие другие.

TinkerCAD Autodesk Inc.

Уровень: Начинающий Цена: условно бесплатно

Браузерная программа для 3D моделирования для начинающих. Имеет возможность сохранения проектов в Интернете и экспорта .stl файла для печати на 3D принтере.

Иинструменты моделирования свободной формы

Freeform Modeling Tools

123D Creature Autodesk Inc.

Уровень: начинающий Цена: условно бесплатно

Приложение для I-Pad, дающее возможность создавать удивительных 3D-персонажей. Смоделируйте существо, а затем вылепите детальные черты перед добавлением кожи, шерсти или перьев, как текстуры поверхности.

3ds Max Autodesk Inc.

Уровень: профессионал Цена: $3675

ПО создано для комплексного моделирования, анимирования, рендеринга игр, кино и результатов захвата движения.

Blender Blender Foundation

Уровень: выше среднего Цена: Бесплатно

Бесплатная программа с открытым кодом. Используется для анимирования, моделирования, рендеринга, отслеживания движения, редактирования видео и создания игр

Cinema 4D Maxon Computer GmbH

Уровень: профессионал Цена: $3695

Профессиональная программа для создания передовой 3D графики. Программное обеспечение создано для процедурного и многоугольного / SUBD моделирования, анимирования, текстурирования, визуализации.

Maya Autodesk Inc.

Уровень: профессионал Цена: $3675

Maya предоставляет полный набор профессиональных средств для создания 3D анимации, моделирования и рендеринга. Используется при создании интерактивных 3D приложений, в том числе видео-игр, анимационных фильмов, сериалов или просто как средство наложения визуальных эффектов.

NanoCAD

NanoCAD можно считать очень урезанной и переработанной версией многофункционального AutoCAD. Конечно же, Нанокад не обладает даже близким набором возможностей своего прародителя, но подойдет для решения небольших задач, связанных с двухмерным черчением.

Функции трехмерного моделирования также присутствуют в программе, но они настолько формальны, что рассматривать их как полноценные 3Д-инструменты просто нельзя. Нанокад можно посоветовать тем, кто занимается узкими чертежными задачами или делает первые шаги в освоении чертежной графики, не имея возможности приобрести дорогой лицензионный софт.

Создание 3d моделей для игр

3d моделирование для игр начинается создания высокополигональной модели необходимого 3д-объекта или же трехмерного персонажа. Создание 3d моделей для игр осуществляется в таких программах как: 3D MAX, Maya. Доработка моделей, как правило, осуществляется в таких программах как: ZBrush или MudBox.

Далее осуществляется построение разверстки – изображение объемного объекта на плоскости. По данной разверстке художником рисуются текстуры, которые затем накладываются на модель.

После чего настраиваются материалы для придания текстурам большей реалистичности – это заключительный этап, после завершения которого модель готова. Однако в компьютерных играх используют низкополигональные игровые 3d модели, что позволяет на порядок снизить требования к программному обеспечению современных компьютеров. Получить такую модель можно из уже созданной высокополигональной, путем копирования модели на одном из этапов моделирования.

Высокополигональные модели позволяют получить более реалистичное изображение, показать мелкие детали объекта, тени, которые присутствуют в игре как текстура. Кроме того, из высокополигональных моделей можно получить вспомогательные текстуры:

— Текстура рисунка — diffuse; — Текстура рельефа – bump; — Текстура отражений – specular и др.

После того как все игровые 3d модели и текстуры готовы, их экспортируют в игровой движок – программный компонент компьютерной игры, ответственный за весь игровой процесс. Таким образом осуществляется создание 3d персонажа, окружения и других объектов игры.

Lego Digital Designer

Lego Digital Designer — это игровая среда, с помощью которой можно собрать конструктор Лего на своем компьютере. Это приложение можно лишь условно отнести к системам для 3Д-моделирования. Цели Lego Digital Designer — развитие пространственного мышления и навыков комбинирования форм и в нашем обзоре нет конкурентов для этого чудо-приложения.

Данная программа прекрасно подойдет для детей и подростков, а взрослые могут собрать из кубиков дом или машину своей мечты.

Visicon

Visicon — это очень простая система, используемая для 3d моделирования интерьера. Визикон нельзя назвать конкурентом для более продвинутых 3Д-приложений, зато он поможет справиться неподготовленному пользователю с созданием эскизного проекта интерьера. Его функционал во многом похож со Sweet Home 3D, однако Visicon обладает меньшим количеством возможностей. При этом, скорость создания проекта может оказаться быстрее, благодаря простому интерфейсу.

Paint 3D

Простейшим способом создания несложных объемных объектов и их сочетаний в среде Windows 10 является использование интегрированного в операционную систему редактора Paint 3D. С помощью инструмента можно быстро и легко создавать, а также редактировать модели в трехмерном пространстве.

Приложение прекрасно подойдет пользователям, которые осуществляют первые шаги в изучении 3D-моделирования за счет простоты освоения и встроенной системы подсказок. Более опытные пользователи могут использовать Paint 3D в качестве средства быстрого создания набросков трехмерных объектов для дальнейшего использования в более продвинутых редакторах.

Вот мы и рассмотрели самые популярные решения для 3D моделирования. В качестве итога составим таблицу соответствия этих продуктов поставленным задачам.

Эскизное моделирование интерьера — Visicon, Sweet Home 3D, Sketch Up Визуализация интерьеров и экстерьеров — Autodesk 3ds Max, Cinema 4D, Blender Предметное 3D-проектирование — AutoCAD, NanoCAD, Autodesk 3ds Max, Cinema 4D, Blender Cкульптурирование — Sculptris, Blender, Cinema 4D, Autodesk 3ds Max Создание анимаций — Blender, Cinema 4D, Autodesk 3ds Max, IClone Развлекательное моделирование — Lego Digital Designer, Sculptris, Paint3D

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы. Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки и мы еще пригодимся вам. Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

3D-моделирование онлайн

На просторах сети можно найти немало сайтов, позволяющих создавать 3Д-модели в режиме онлайн с последующим скачиванием готового проекта. В рамках данной статьи мы расскажем о наиболее удобных в использовании сервисах.

Способ 1: Tinkercad

Данный онлайн-сервис, в отличие от большинства аналогов, обладает максимально упрощенным интерфейсом, во время освоения которого у вас вряд ли возникнут вопросы. Более того, прямо на сайте можно пройти полностью бесплатное обучение основам работы в рассматриваемом 3D-редакторе.

Перейти к официальному сайту Tinkercad

Подготовка

  • Чтобы использовать возможности редактора, нужно зарегистрироваться на сайте. При этом если у вас уже есть аккаунт Autodesk, можно воспользоваться им.
  • После авторизации на главной странице сервиса нажмите кнопку «Создать новый проект».
  • Основная зона редактора вмещает в себя рабочую плоскость и непосредственно сами 3Д-модели.
  • С помощью инструментов в левой части редактора вы можете масштабировать и вращать камеру.

    Примечание: Зажав правую кнопку мыши, камеру можно перемещать свободно.

  • Одним из самых полезных инструментов является «Линейка».

    Для размещения линейки необходимо выбрать место на рабочей области и кликнуть левой кнопкой мыши. При этом зажав ЛКМ, данный объект можно перемещать.

  • Все элементы будут автоматически прилипать к сетке, размеры и вид которой можно настроить на специальной панели в нижней области редактора.
  • Создание объектов

  • Для создания каких-либо 3D-фигур используйте панель, размещенную в правой части страницы.
  • После выбора нужного объекта щелкните в подходящем для размещения месте на рабочей плоскости.
  • Когда модель отобразится в основном окне редактора, у нее появятся дополнительные инструменты, используя которые фигуру можно перемещать или видоизменять.

    В блоке «Форма» вы можете установить основные параметры модели, что касается и ее цветовой гаммы. Допускается ручной выбор любого цвета из палитры, но текстуры использовать невозможно.

    Если выбрать тип объекта «Отверстие», модель станет полностью прозрачной.

  • Кроме изначально представленных фигур, вы можете прибегнуть к использованию моделей с особыми формами. Для этого откройте раскрывающийся список на панели инструментов и выберите нужную категорию.
  • Теперь выберите и разместите модель в зависимости от ваших требований.

    При использовании разных фигур вам будут доступны несколько отличающиеся параметры их настройки.

    Примечание: При использовании большого количества сложных моделей производительность сервиса может падать.

  • Стиль просмотра

    Завершив процесс моделирования, вы можете изменить представление сцены, переключившись на одну из вкладок на верхней панели инструментов. Не считая основного 3D-редактора, к использованию доступно две разновидности представления:

    • Blocks;
    • Bricks.

    Как-либо воздействовать на 3D-модели в таком виде невозможно.

    Редактор кода

    Если вы владеете знанием скриптовых языков, переключитесь на вкладку «Shape Generators».

    С помощью представленных здесь возможностей можно создавать собственные фигуры, используя JavaScript.

    Создаваемые фигуры впоследствии могут быть сохранены и опубликованы в библиотеке Autodesk.

    Сохранение

  • На вкладке «Design» нажмите кнопку «Общий доступ».
  • Кликните по одному из представленных вариантов, чтобы сохранить или опубликовать снимок готового проекта.
  • В рамках той же панели нажмите кнопку «Экспорт», чтобы открыть окно сохранения. Можно скачать все или некоторые элементы как в 3D, так и 2D.

    На странице «3dprint» вы можете прибегнуть к помощи одного из дополнительных сервисов, чтобы распечатать созданный проект.

  • По необходимости сервис позволяет не только экспортировать, но также импортировать различные модели, в том числе ранее созданные в Tinkercad.
  • Сервис отлично подойдет для реализации несложных проектов с возможностью организации последующей 3D-печати. При возникновении вопросов обращайтесь в комментариях.

    Способ 2: Clara.io

    Основное предназначение этого онлайн-сервиса заключается в предоставлении практически полнофункционального редактора в интернет-обозревателе. И хотя данный ресурс не имеет стоящих конкурентов, воспользоваться всеми возможностями можно только при покупке одного из тарифных планов.

    Перейти к официальному сайту Clara.io

    Подготовка

  • Чтобы перейти к 3D-моделированию с помощью этого сайта, необходимо пройти процедуру регистрации или авторизации.

    Во время создания нового аккаунта предоставляется несколько тарифных планов, включая бесплатный.

  • После завершения регистрации вы будете перенаправлены в личный кабинет, откуда можно перейти к загрузке модели с компьютера или созданию новой сцены.
  • Модели могут быть открыты лишь в ограниченном количестве форматов.

  • На следующей странице вы можете воспользоваться одной из работ других пользователей.
  • Для создания пустого проекта нажмите кнопку «Create Empty Scene».
  • Настройте рендеринг и доступ, дайте вашему проекту название и щелкните по кнопке «Create».
  • Создание моделей

    Начать работу с редактором вы можете путем создания одной из примитивных фигур на верхней панели инструментов.

    Полный список создаваемых 3D-моделей вы можете посмотреть, открыв раздел «Create» и выбрав один из пунктов.

    Внутри области редактора можно вращать, перемещать и масштабировать модель.

    Для настройки объектов используйте параметры, размещенные в правой части окна.

    В левой области редактора переключитесь на вкладку «Tools», чтобы открыть дополнительные инструменты.

    Возможна работа сразу с несколькими моделями путем их выделения.

    Материалы

  • Для изменения текстуры созданных 3D-моделей откройте список «Render» и выберите пункт «Material Browser».
  • Материалы размещены на двух вкладках в зависимости от сложности текстуры.
  • Кроме материалов из указанного списка, вы можете выбрать один из исходников в разделе «Materials».

    Сами текстуры также можно настраивать.

  • Освещение

  • Чтобы добиться приемлемого вида сцены, необходимо добавить источники света. Откройте вкладку «Create» и выберите тип освещения из списка «Light».
  • Разместите и настройте источник света, используя соответствующую панель.
  • Рендеринг

  • Для просмотра финальной сцены, нажмите кнопку «3D Stream» и выберите подходящий тип рендеринга.

    Время обработки будет зависеть от сложности созданной сцены.

    Примечание: Во время рендеринга автоматически добавляется камера, но также ее можно создать вручную.

  • Результат рендеринга может быть сохранен в виде графического файла.
  • Сохранение

  • В правой части редактора нажмите кнопку «Share», чтобы поделиться моделью.
  • Предоставив другому пользователю ссылку из строки «Link to Share», вы позволите ему просматривать модель на специальной странице.

    Во время просмотра сцена будет автоматический отрендеренной.

  • Откройте меню «File» и выберите из списка один из вариантов экспорта:
      «Export All» — будут включены все объекты сцены;
  • «Export Selected» — будут сохранены только выделенные модели.
  • Теперь вам нужно определиться с форматом, в котором сцена сохранится на ПК.

    На обработку требуется время, которое зависит от количества объектов и сложности рендеринга.

  • Нажмите кнопку «Download», чтобы скачать файл с моделью.
  • Благодаря возможностям этого сервиса можно создавать модели, мало чем уступающие проектам, сделанным в специализированных программах.