Что такое автомобильный катализатор

Постепенно автомобилестроение приходит к европейским стандартам, снижая влияние выхлопных газов на окружающую среду. Достигается это путем добавления в конструкцию машины катализатора – нейтрализующего или сводящего к минимуму концентрацию продуктов сгорания топлива. Рассмотрим подробнее.

Содержание

    1 Что такое катализатор
      1.1 Место установки

    2 Виды катализаторов3 Как определить неисправность катализатора4 Варианты замены катализатора

      4.1 Замена на оригинальный катализатор4.2 Замена на универсальный катализатор4.3 Замена катализатора на пламегаситель4.4 Интересные материалы

Что такое катализатор

Смог – концентрация выхлопных газов, содержит окись углерода (СО), оксиды азота (NO, NO2), углеводороды (СН). Все компоненты крайне ядовиты. Пример – в большом городе, где на небольшое пространство приходится несколько десятков машин зачастую невозможно дышать. Появляется одышка, головокружение от недостатка кислорода, часто хочется спать, снижена работоспособность. На базе всех негативных проявлений, развиваются онкологические заболевания.

Катализатор – часть выхлопной системы автомобиля, содержащая ценные металлы, вступающие в реакцию с выхлопными газами, тем самым снижая их концентрацию.

Устройство катализатора напоминает соты, грани которых покрыты реактивными металлами. При прохождении выхлопа через керамическую основу с напылением, начинается быстротечная реакция, результатом которой становится менее вредное воздействие газов на окружающую среду.

Место установки

Катализатор устанавливают между кислородными датчиками (лямбда зондами), если их два или между одним датчиком и вспомогательным глушителем. Установлено, что одиночный прибор плохо справляется с поставленной задачей, так как скорость отделяемых газов велика. Поэтому их, как правило, несколько, дабы результат разбавления концентрации приблизился к максимальному значению.

Происходит реакция следующим образом:

    Первым в работу вступает восстановительный нейтрализатор, расщепляя выхлопы на кислород и азот. В процессе участвуют иридий и платина.
    Затем процесс продолжают окислительные нейтрализаторы, где ведущая роль отведена палладию. Он снижает концентрацию угарного газа и способствует его реакции с кислородом.
    Естественно, работа не осуществляется по велению автомобилиста. За процесс отвечает многофункциональные датчики из системы управления авто. В первую очередь это лямбда-зонд, запрограммированный таким образом, чтобы реагировать на изменение концентрации кислорода на выходе.

Виды катализаторов

В зависимости от функций и назначения катализаторы классифицируют как одно-, двух- и трехсторонние. В чем различия:

    Одиночный выполняет радикальную задачу расщепления угарного газа и дожига его в контакте с металлами.
    Двусторонний катализатор имеет несколько расширенные возможности: окисляет угарный газ, второй ступенью – дожигает не сгоревшие углеводороды, разлагая составляющие на кислород и воду.
    Трехступенчатый катализатор сначала работает с окисью азота, разлагая ее на молекулы, затем окисляет угарный газ и после этого производит дожиг углеводородов.

Все три варианта давно и успешно используются на автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями. С последними эффективность 90%, так как дизельные катализаторы неспособны к преобразованию окиси азота ввиду возможности работать при низких температурах – а прибору требуется существенный нагрев. Тем не менее и он востребован.

Как определить неисправность катализатора

Ничто не вечно и проблемы с катализатором этот тезис подтверждают. Как и любая другая часть авто, он может выйти из строя. Причин этому много, давайте разбираться.

    Каталитический нейтрализатор – расходная деталь. Это важно учесть при покупке подержанного авто, с большим пробегом. Замена катализатора должна произойти не позже накрученных 120 тыс. км (либо по степени засоренности, иногда катализаторы также могут плавится, что также требует ранней замены).
    Доказать использование некачественного топлива, являющегося еще одной причиной поломки катализатора – можно только лабораторным путем. Тяжбы и разбирательства вряд ли приведут к результату, поэтому проще сменить заправочную станцию, где нареканий меньше всего.

В результате признаки поломки сопровождаются снижением скоростного режима, динамики движения и разгона. При механической поломке, о причине скажут характерные звуки в выхлопной трубе – дребезжание, гудение.

Варианты замены катализатора

Вполне естественно менять неисправную деталь на новую. Однако с заменой катализатора не так все просто. Существует несколько решений вопроса:

Замена на оригинальный катализатор

Замена детали на оригинальную в специализированном автосервисе. Это дорого. Сам катализатор, учитывая драгоценные металлы, в нем находящиеся, стоит порядка 30–50 тыс. рублей. Плюсуем работу и получаем баснословную стоимость, сравнимую с четвертой частью цены отечественного авто. Этот способ подходит владельцам машин, чей класс экологичности по евростандарту выше 4.
Минусы – отсутствие гарантии, так как катализатор сам по себе хрупок, а состояние дорог не изменится в одночасье и качество топлива никто не повысит.

Замена на универсальный катализатор

Замена отжившего прибора на универсальный. Стоимость детали и работы сокращена в 5–10 раз. Это, несомненно, выгодный вариант, однако, и там гарантии нет по вышеописанным причинам.

Замена катализатора на пламегаситель

Замена катализатора на пламегаситель. В итоге это даже приводит к увеличению мощности, но значения не существенны. В чем суть – пламегаситель играет роль отсекателя пламени, во избежание прогорания корпуса катализатора – именно там он и устанавливается взамен сот.

Плюс конструкции – высокая устойчивость к негативным описанным явлениям, низкая стоимость установки, гарантия. Минус – экологичность, для чего собственно и служит катализатор – потеряна. Кроме того, в некоторых случаях требуется перепрошивка электронной части, иначе авто воспримет сигналы за ошибку и его эксплуатация будет нарушена.

Итак, для полной и качественной эксплуатации авто без вреда окружающим, катализатор необходим. Владельцу рекомендовано периодически наблюдать за работой этого узла машины, соблюдая показатели пробега. Своевременная замена сделает наш мир много чище, как бы пафосно это ни звучало.

Источник: turboracing.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
автомобильные новости
Добавить комментарий