О роли аккумулятора в автомобиле не задумываешься до тех пор, пока однажды он, совершив несколько слабых попыток раскрутить стартер, вдруг отказывается работать.
В 1869 году французский физик Гастон Планте поместил пластины свинца в водный раствор серной кислоты. Результатом проходящих химических реакций стало получение электрического тока и изобретение первого свинцово-кислотного аккумулятора.
В 1970-х годах инженерами была разработана инновационная технология в сфере создания кислотно-свинцовых аккумуляторов. Она получила название AGM, что расшифровывается как Absorbed Glass Mate ( дословно «впитывающие стеклянные маты»).
Содержание
- 1 Технология AGM2 Устройство аккумулятора по технологии AGM3 Плюсы и минусы4 Обзор некоторых моделей аккумуляторов с технологией AGM
- 4.1 Delta DTM 120324.2 Аккумулятор BOSCH AGM 0 092 S5 A054.3 EXIDE EK7004.4 Varta Silver Dynamic AGM
5 Зарядка AGM аккумуляторов (как правильно заряжать)
- 5.1 Интересные материалы
Технология AGM
Обычный аккумулятор разделен на многочисленные отсеки с пластиковыми перегородками. Пространство между ними заполнено жидким раствором серной кислоты — электролитом, в который погружены свинцовые пластины. В результате сложнейших химических реакций между катодными и анодными пластинами протекает электрический ток.
Технология AMG представляет собой особый слой пористой стеклоткани , впитывающей электролит и расположенной между свинцовыми пластинами. Жидкий водный раствор серной кислоты получается? заключенным в часть мельчайших пор стекломатов.
Другая часть пор используется для прохождения реакций и заполняется выделяющимися газами. Такое внутреннее устройство отсеков позволяет плотно заполнить их слоями пластин и элекролита. Это приводит к созданию достаточно монолитной конструкции с одной стороны, что защищает пластины свинца от разрушения. С другой стороны использование стеклоткани в качестве губки для серной кислоты обеспечивает полноценное прохождение химических процессов, что дает максимальную эффективность при использовании.
Аккумуляторы AGM не нуждаются в обслуживании на протяжении всего эксплуатационного срока. Поэтому их применяют там, где необходимо обеспечить постоянное бесперебойное питание — в системах аварийного включения электроэнергии, в автономном оборудовании (инвалидных колясках, погрузчиках), в телекоммуникации при приемке и передачи сигнала. Такие аккумуляторы устанавливают также в автомобилях премиум класса, где наблюдается повышенное потребление электроэнергии ввиду многочисленных установленных электронных систем.
Устройство аккумулятора по технологии AGM
Если посмотреть на аккумулятор с технологией AGM в разрезе, то можно увидеть чередование пластин-электродов со слоями мелкопористого сепаратора — стеклоткани. При этом жидкого раствора электролита не наблюдается. Он полностью впитывается сепаратором и не растекается. Оставшееся пространство в корпусе аккумулятора и порах стеклоткани заполняется газами при разрядке. При зарядке аккумулятора происходит обратный процесс — газы превращаются в электролит.
Таким образом в процессе эксплуатации химические свойства конструктивных элементов не меняются. Однако со временем в аккумуляторе все же накапливается избыток газов, что может привести к возрастанию давления внутри корпуса. На этот случай предусмотрены встроенные выпускные клапаны. Они регулируют давление и предохраняют аккумулятор от взрыва при возникновении нештатных ситуаций.
Конструктивно впитывающий слой может быть выполнен в виде пластин, либо спиралей. Спиральная система позволяет увеличить общую площадь сепаратора, что влияет в конечном итоге на емкость и быстроту зарядки.
Плюсы и минусы
Аккумуляторы с технологией AGM обладают рядом достоинств, существенно отличающих их от обычных аккумуляторов:
они не требуют профилактики и обслуживания в течение всего эксплуатационного срока;
-
герметичность корпуса и абсорбированный не растекающийся электролит позволяют эксплуатацию такой батареи в любом положении. Исключение составляет переворачивание дном вверх на долгий период (в таком положении велика вероятность бездействия выпускных газовых клапанов);
плотность слоев конструкции такого аккумулятора обеспечивает сохранность свинцовых пластин. Они не разрушаются в течение длительного времени;
благодаря особым прослойкам, аккумуляторы с технологией AGM рассчитаны на использование в условиях сильной вибрации. Поэтому они широко применяются в транспортных средствах, в том числе железнодорожном.;
установленный температурный диапазон работы таких батарей — от -40° до +70° ,что дает возможность нормальной эксплуатации в северных регионах;
применение специальных устройств для зарядки и соблюдение режима заряда обеспечивает стабильную работу в течение всего срока;
такие аккумуляторы быстрее заряжаются и более устойчивы к глубокой разрядке.
Минусы:
-
сохраняется большая масса аккумулятора;
большая чувствительность к режимам заряда. Следует приобретать специальные устройства, цена которых может достигать до 30 000 рублей;
ограниченное количество циклов заряда — разряда;
стоимость AGM аккумуляторов почти в 2 — 2.5 раза выше обычных кислотно-свинцовых аккумуляторов;
ограниченный срок гарантии — не более 1 года.
Обзор некоторых моделей аккумуляторов с технологией AGM
Delta DTM 12032
Герметичный аккумулятор с технологией AGM. Предназначен для эксплуатации в качестве бесперебойного источника питания в:
-
медицинском оборудовании;
средствах коммуникации;
системах связи.
Технические характеристики:
-
Напряжение — 12 В;
Срок службы — 6 лет;
Саморазряд — до 3 % в месяц при оптимальной температуре в 20°С;
Емкость — от 2.8 до 3.2 А/ч.
Температура эксплуатации:
-
Заряд-разряд — от -20° до +60°С
Особенности:
-
Несгораемый корпус;
Свинцовые пластины, содержащие кальций4
Рекомбинация газов до 98.9%
Аккумулятор BOSCH AGM 0 092 S5 A05
12-ти вольтовый AGM аккумулятор.
Особенности:
-
Большой запас пусковой мощности;
герметичность корпуса и защита от влаги;
долгий срок службы;
подзарядка благодаря системе рекуперативного торможения.
Характеристики:
-
Номинальное напряжение — 6 В;
Емкость 60 А/ч;
Сила пускового тока — 680А;
Полярность — 0 ;
Гарантия — 2 года;
Масса — 17.5 кг.
EXIDE EK700
Инновационный аккумулятор с технологией Micro Hibrid AGM. Предназначен для автомобилей с системой рекуперативного торможения и без нее, для автомобилей с механической и автоматической КПП.
Характеристики:
-
Номинальное напряжение — 12 В;
Емкость — 70 А/ч;
Сила пускового тока — 760 А;
Полярность — 0;
Размеры — 175*278*190 мм.;
Гарантия — 2 года.
Преимущество EXIDE EK700 заключается в более низком внутреннем сопротивлении, что приводит к уменьшению времени заряда и продлевает срок эксплуатации. Пусковые аккумуляторы Exide служат 8 — 9 лет, при глубине разряда не более 20%.
Varta Silver Dynamic AGM
Аккумуляторы Varta заслуженно завоевали любовь и доверие покупателей. Особые технологии производства пластин и сепараторов обеспечивают долгий срок стабильной работы, и сохранность элементов. Предназначены для установки в автомобили с мощными двигателями и высокотехнологичным электронным оснащением.
Особенности аккумуляторов Varta Silver Dynamic AGM:
-
Срок службы превышает обычный в 3 раза;
Предназначены для систем обычного и рекуперативного торможения;
Экологическая безопасность и чистота;
Высокая пусковая мощность благодаря решетке Power-Frame.
Технические характеристики:
-
Номинальное напряжение -12 В;
Емкость — 105 А/ч;
Сила тока холодной прокрутки — 950 А;
Габариты — 175*394*190;
Масса — 29,4 кг.;
Полярность — 0
Зарядка AGM аккумуляторов (как правильно заряжать)
Одним из главных вопросов при использовании аккумуляторов AGM является правильная зарядка батареи. Особенности технологии производства предполагают особый подход к заряду и каждый завод-производитель устанавливает свои рекомендации.
Условно заряд AMG аккумуляторов можно разделить на:
Основной — при котором восстанавливается до 82% всей емкости;
Плавающий — когда происходит небольшая подзарядка до 100%;
Хранение — когда подзарядка осуществляется минимальной силой тока зарядного устройства.
В соответствии с этим выделяются алгоритмы правильной зарядки:
-
Одноступенчатая. Применяется только для быстрой подзарядки. Напряжение 13.3 -13.9 В, ток 0.2 — 0.3 С;
Двухступенчатая. Чаще всего используется именно данный алгоритм. Основной — напряжение 14.1 — 14.9 В, ток — 0.2 — 0.3 С. Плавающий — напряжение 13.3 — 13.9 В.
Выбор зарядного устройства зависит от технических особенностей батарей, предусмотренных производителем и приобретается исходя из выдаваемого напряжения и силы тока.
Источник: