В мае 1896 года два петербургских предпринимателя представили построенный ими моторный экипаж, тем самым открыв эпоху отечественного автомобилестроения. Ныне отмечаем его 120-летие
Увы, нельзя сказать, что это событие на излете XIX века имело огромный резонанс, хотя и незамеченным оно тоже не осталось: «Журнал новейших открытий и изобретений» посвятил ему заметку под названием «Производство экипажей с бензиновыми двигателями в России». К сожалению, автор подписался скромно: «П. Инженер», ввиду чего установить имя человека, который первым сообщил читателям о чуде техники, невозможно. Однако если вспомнить, что данное издание регулярно публиковало материалы об автомобилях и принадлежали они перу инженера Николая Песоцкого, то вполне вероятно, что автором заметки был именно он.
Автор констатировал, что «производство экипажей с механическими двигателями, принявшее во Франции, Германии, Англии и других государствах довольно обширные размеры, не имело до сих пор еще предпринимателей в России» и что таковые наконец нашлись. И не кто-нибудь, а «известная фирма в Петербурге «Фрезе и К°», построившая экипаж, и «Завод газовых и керосиновых двигателей Е.А. Яковлева», построивший к нему двигатель». Так, стараниями двух фирм родился «экипаж вполне русского производства».
Об этой машине историки много писали и спорили, пытаясь разобраться в особенностях ее конструкции и технических параметрах. И за всем этим «отцы» первого русского автомобиля – Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе – долгое время оставались в тени. А ведь эти люди стояли у истоков не только российского автомобилестроения, но и машиностроения как такового.
Странное партнерство
Известно, что Евгений Александрович Яковлев родился в 1857 году в небогатой дворянской семье в Санкт-Петербурге или его окрестностях. Как и многих мальчиков-дворян, его с детства готовили к военной службе. Учебу Яковлев начал в приготовительном пансионе Николаевского кавалерийского училища. Но ни гусаром, ни кавалергардом молодой человек не стал, зато 14 марта 1875 года его зачислили юнкером в 8-й флотский экипаж. Два года спустя юнкер Евгений Яковлев стал гардемарином. Службу он начал на клипере «Алмаз», затем участвовал в походе по Балтике на пароходе-фрегате «Олаф», где, наверное, впервые столкнулся с механическим двигателем. В августе 1877 года произошло знаменательное событие – Евгения Александровича Яковлева произвели в офицеры, он стал мичманом российского флота.
В плаваниях на различных судах миновал еще год. Но плох тот мичман, который не мечтает об адмиральских погонах! Понимая, что серьезная карьера на флоте для него возможна только на базе высшего военного образования, Евгений решил поступать в Николаевскую морскую академию в Петербурге. На время подготовки к экзаменам его прикомандировали к «родному» флотскому экипажу. Однако тут молодого офицера поджидало серьезное разочарование: экзамена в академию он не выдержал! Пришлось остаться в экипаже взводным, а затем и ротным командиром. В январе 1883 года Яковлеву присваивают чин лейтенанта, однако к тому времени он окончательно разочаровался в службе и решил подать прошение об отставке, которое было удовлетворено уже в феврале.
Тот год стал временем больших перемен. Евгений Александрович женился, взяв за женой хорошее приданое. Скорее всего, благодаря этим деньгам в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице и появился «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева». Предприятие входило в число семи первых отечественных заводов, выпускавших двигатели внутреннего сгорания.
Все свои моторы Яковлев конструировал сам, и к началу 90-х годов за ним числилось несколько привилегий (патентов) на оригинальные двигатели. Фортуна наконец повернулась лицом к отставному моряку – продукция его завода получила известность не только в России, но и за ее пределами. В 1893 году двигатели Яковлева удостоились премии на Всемирной выставке в Чикаго, посвященной 400-летию открытия Америки Христофором Колумбом. Кстати, многие исследователи полагают, что именно во время поездки в Америку он и познакомился со своим будущим компаньоном – инженером Петром Александровичем Фрезе. Там же оба предпринимателя впервые увидели автомобили, выставлявшиеся европейскими фирмами, и договорились по возвращении домой построить нечто подобное.
Петр Александрович Фрезе родился в 1844 году, окончил Горный институт и сначала был совладельцем, а с 1891 года и единственным хозяином экипажной фабрики «Нэллис и Фрезе», которая с переходом к Петру Александровичу стала именоваться «Акционерное общество «Фрезе и К°». Не имея склонности к коммерции, он сосредоточился на изобретательстве, стараясь вводить в свою продукцию как можно больше технических новшеств. По натуре он был человеком скромным и неконфликтным, что позволяло отлично ладить не только с коллегами, но и с работниками собственного предприятия. Возможно, поэтому оно развивалось и росло, несмотря на скромную прибыль. Вскоре экипажи фабрики Фрезе, располагавшейся по адресу – Эртелев переулок, дом 10, приобрели такой спрос, что их впору было выставлять на международных выставках.
Сегодня многие задаются вопросом, как случилось, что два столь разных человека – импульсивный, нервный, не терпящий возражений Яковлев и спокойный, обходительный Фрезе – стали компаньонами? Ответ на него прост: их связали страсть к изобретательству и стремление построить автомобиль. Уравновешенность Фрезе вполне компенсировала взрывной характер Яковлева. Справедливости ради надо отметить, что совместная работа не сделала этих людей друзьями, но друг к другу они относились с большим уважением.
Как бы то ни было, заметка, о которой мы говорили выше, не лгала: первый русский автомобиль родился. Вскоре состоялась и его презентация – на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Место для дебюта было выбрано не случайно. Именно в 1896 году выставка стала особенно представительной. Экспозиция раскинулась на территории 84 га и полностью освещалась электричеством. Для удобства пуб-лики пустили первый в стране электрический трамвай, построили фуникулеры, доставлявшие посетителей в верхнюю часть города. Несколько выставочных павильонов и уникальную гиперболоидную башню спроектировал выдающийся русский инженер Шухов. Словом, посмотреть было на что, и первый отечественный автомобиль среди всего этого великолепия оказался вполне уместен.
Известно, что машина имела успех у посетителей, а после выставки была продана. После чего ее следы затерялись – до нас дошла только фотография этого автомобиля, сделанная, кстати, там же, в Нижнем.
Опережая время
Через два года после постройки первого автомобиля Евгений Александрович Яковлев скончался, и его компаньон был вынужден продолжать дело в одиночку. Надо сказать, что делал он это блестяще. В течение последующих лет на фабрике Фрезе были построены первый русский грузовик (1901 г.), несколько почтовых фургонов (1902 г.), автобус (1903 г.) и пожарный автомобиль (1904 г.).
Кроме того, «Фрезе и К°» вместе с графом С.И. Шуленбургом построила первый в стране троллейбус. Сообщение о его испытаниях было напечатано в журнале «Автомобиль» 26 марта 1902 года, так что эту дату вполне можно считать днем рождения отечественного троллейбуса. Это был экипаж весом 50 пудов, работавший от линии напряжением 110 вольт и силой тока 7 ампер. Он еще не имел привычных для нас «усов», с проводами экипаж соединялся кабелем, на конце которого стояла специальная тележка, скользившая по проводам при движении экипажа. На испытаниях «автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давал задний ход и поворачивался». Однако эта идея тогда в России не получила дальнейшего развития. А жаль!
Строились на фабрике и автомобили по индивидуальным заказам. Чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной, Петр Александрович часто ездил во Францию на фирму De Dion-Bouton, где перенимал передовой опыт. Как ни странно, собственной машиной Фрезе так и не обзавелся, хотя был неплохим водителем.
В 1910 году в 66-летнем возрасте Петр Александрович отошел от дел, продав свою фабрику «Русско-Балтийскому вагонному заводу». Скончался Фрезе в 1918 году, его прах был захоронен в Петрограде в Александро-Невской лавре.
Источник: