Германской Демократической Республики как страны сегодня уже не существует, а вместе с ней канула в Лету и автомобильная марка Trabant. Случилось это четверть века назад – 20 апреля 1991 года
История этой марки уходит корнями в середину прошлого века, когда территория поверженной во Второй мировой войне Германии находилась под контролем союзников по антигитлеровской коалиции. В западной части страны существовали американский, британский и французский «секторы оккупации», а на востоке – советский. В 1949 году «западные» секторы объединились в Федеративную Республику Германия, и в том же году под эгидой Советского Союза была образована другая страна – Германская Демократическая Республика (ГДР), ставшая впоследствии оплотом социализма на немецкой земле.
В ней на базе оставшихся в Восточной Германии автозаводов Audi, Horch и DKW, входивших в 30-е годы в концерн Auto Union, возникла автомобильная промышленность ГДР. Еще в 1948 году эти заводы и несколько менее именитых немецких марок (Barkas, Multicar, MZ, Simson, Robur иWartburg) были собраны в большое производственное объединение под названием Industrieverband Fahrzeugbau (IFA), на котором развернули выпуск автомобилей IFA F8.
Нет худа без добра
Как это обычно бывает при нехватке ресурсов на разработку новых моделей, первые послевоенные авто были ничем иным, как немного подновленными довоенными DKW, имевшими в свое время неплохой спрос. По-настоящему же новую машину удалось создать только в 1956 году, когда наладили выпуск модели Р70. А год спустя, 8 ноября 1957-го, на Народном предприятии Sachsenring в Цвиккау пошел в серию микролитражный автомобиль Р50. Кроме индекса машина получила и название – Trabant. В средние века «трабантами» именовали телохранителей знатных особ, которые всюду следовали за своими господами, а в более поздние времена слово приобрело и другое значение – «попутчик», «спутник». Название автомобилю дали в честь знаменательного события: в октябре 1957 года СССР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли.
Ответственным за разработку и постановку Trabant на конвейер был Вернер Ланг – молодой и талантливый конструктор, принадлежавший к послевоенному поколению немецких инженеров. Он собрал группу молодых разработчиков, которым сумел внушить идею, что создаваемая ими машина должна стать ответом на появившийся тогда «Жук» от Volkswagen. И именно Лангу автомобиль обязан многими нестандартными решениями.
Так, в производстве Trabant широко использовали передовые по тем временам материалы – пластмассы (литера Р в индексе и означала Plastic). Из них делали кузовные панели и некоторые другие части автомобиля. Однако причиной широкого применения нестандартных технологий было не только стремление к новаторству, но и нехватка стального листа. Его пришлось заменять «дюропластом» – материалом из синтетической смолы и хлопковых волокон, которому можно было придавать практически любую форму. А так как пластмасса была дешевле металла, то и цену на Trabant установили вполне демократичную – около 5 тыс. марок ГДР.
Двигатель был двухтактный, 2-цилиндровый объемом 499 куб. см – подобные моторы ставились на мотоциклы. Топливом для них служила смесь бензина и масла, соединенных в определенной пропорции. Располагался агрегат поперек корпуса, что давало возможность использовать довольно редкий в то время передний привод. Да и 4-ступенчатая механическая коробка передач считалась тогда весьма прогрессивной. Подвеску использовали независимую. Типов кузова поначалу предлагалось два – седан и универсал. Ложкой дегтя оказалась система подачи топлива самотеком, что в конце 50-х годов прошлого века было явным анахронизмом. Но чего не сделаешь ради экономии!
Тем не менее ни с эстетической, ни с технической точки зрения машина не уступала «одноклассникам», выпускавшимся западными производителями, а целый ряд из них даже превосходила. Вскоре новинка получила широкое признание в ГДР, спрос оказался существенно выше предложения, и людям приходилось ждать по пять, а то и по десять лет, пока подойдет их очередь на «Траби» – так хозяева ласково называли свои машины.
Взлет и падение «Спутника»
Немецкие инженеры постоянно совершенствовали свое детище. В 1962 году появилась очередная модель – Trabant P600 с двигателем, объем которого составлял 594 куб. см, а мощность – 26 л.с. В следующем году презентовали Р601, которому было суждено пройти через несколько модернизаций и простоять на конвейере четверть века.
Кузовов опять предлагалось два. А поскольку двигатель и на седан, и на универсал устанавливали одинаковый, то по техническим параметрам машины оказались схожи. Однако универсал был тяжелее, что сказывалось на динамике: его максимальная скорость составляла 100 км/час против 105 у седана, и на разгон до «сотни» машине требовалось целых полминуты! Зато за счет малого веса и объема двигателя Trabant расходовал менее 8 л топлива на 100 км в городском цикле и лишь 4 л на трассе.
На базе пассажирских машин освоили и выпуск автомобилей для Национальной народной армии ГДР с открытым кузовом без боковых дверей, при этом универсал был одним из основных развозных автомобилей в стране – объем его багажника при необходимости мог увеличиваться с 450 до 1400 л за счет задних сидений. Впрочем, жители страны с удовольствием покупали универсалы и для личных нужд, а для госучреждений и коммунальных служб «Траби» оказался настоящей находкой, поскольку был неприхотлив и имел высокую ремонтопригодность.
По достоинству Trabant смогли оценить и за пределами ГДР. Его экспорт осуществлялся в несколько европейских стран, прежде всего социалистических – Польшу, Чехословакию, Венгрию. Но были поставки и в капстраны – Бельгию, Голландию, Грецию, Великобританию и даже в ЮАР!
Но вот что странно, в СССР этот автомобиль практически не поставлялся. Почему? Во-первых, Trabant и у себя был, что называется, нарасхват, во-вторых, советские чиновники опасались, что немецкий «Спутник» составит конкуренцию отечественному автопрому.
Но шло время, и машина морально устаревала – сказывался недостаток современных технологий, от которых были отрезаны страны социалистического лагеря. Уже к концу 60-х «Траби» перестал быть серьезным конкурентом для других европейских брендов, зато сделался героем целого сонма анекдотов. Жители ГДР иногда всячески подшучивали над машиной: «Недавно выпущена новая версия Trabant с двумя выхлопными трубами, чтобы его можно было толкать как тачку и руки не мерзли».
Однако желающих приобрести автомобиль не убавлялось. Разумеется, попытки сделать машину более современной предпринимались неоднократно, но дальше опытных образцов и проведения испытаний дело не шло. Очередную попытку «влить струю свежей крови» в окончательно устаревшую модель предприняли в 1988 году, когда стартовало производство Trabant 1.1, оснащенного двигателем от VW Polo объемом 1100 куб. см. Но положения это не спасло.
В 1991 году Германия вновь стала единым государством. «Спутник» в одночасье растерял былую популярность, так как на территорию бывшей ГДР хлынули автомобили ведущих мировых производителей. Предприятие, выпускавшее Trabant, было обречено…
Считается, что за все годы производства выпустили более 3,1 млн «Траби», причем львиную их долю (свыше 2,8 млн) составляет модель «601». И даже сейчас в Германии насчитывается более 50 тыс. автомобилей Trabant разных лет производства, в стране действует около сотни клубов любителей этой марки. С удовольствием покупают Trabant и ностальгирующие любители винтажной техники из других стран: фанаты тщательно реставрируют свои автомобили, проводят фестивали, участвуют в ралли и парадах олдтаймеров. Кстати, «отец» этой машины – Вернер Ланг – пережил свое творение более чем на два десятка лет и ушел из жизни в 2013 году.
Источник: