19 июля в Центре экологического туризма «Станьково» прошел второй международный ретро- мотофестиваль «Кола часу-2014». Старые мотоциклы привезли из Чехии, Латвии, Литвы, России и Беларуси.
Автомобилистам, следовавшим по дороге на Станьково в прошлую субботу, пришлось несладко: рядом с машинами то и дело появлялись двухколесные транспортные средства. Да какие! «Явы» советских годов, военные мотоциклы с дизайном, неизвестным гражданским байкерам, допотопные Kawasaki, BMW и мотороллеры нежных салатовых и голубых оттенков, — все стремились в «точку сборки» — Станьково.
Редко в одном месте собираются мотоциклы, известные по кинофильмам «Бриллиантовая рука», «Приключения Электроника» и мультфильму всех советских детей «Ну погоди!». «Ежедневник» своими глазами взглянул на мотоциклы и их хозяев, умеющих находить «старое железо» в деревенских гаражах, восстанавливать до состояния нового, а потом гордо разъезжать перед согражданами, напоминая о вкусе ушедшей эпохи.
Но первыми на глаза попались практически не известные в СССР BMW, Kawasaki, Ariel, MV Agusta., Bianchi, Harley. Коллекцию, собираемую на протяжении десятилетий, выставили братья из Минска в соломенных шляпах.
«Это старинные мотоциклы, — объяснил один из них по имени Георгий, — которые коллекционируем с 80-х годов прошлого века. Помните, в советские времена зарплату делили на две части? Так вот, аванс каждый месяц уходил на «железо». Постепенно в коллекции собралось около 40 мотоциклов, часть – перед вами. Здесь такой раритетной техники почти нет, на фестиваль словно клуб любителей мотоциклов «Ява» приехал»
Хорошо, что Георгия не слышали участники фестиваля. Каждый владелец старого мотоцикла (по условиям, к участию допускалась техника не младше 1984 года выпуска) сиял, словно начищенный железный щиток. Кроме минчан Беларусь представляли жители периферии – Лепель, Молодечно, Барановичи, Нарочь, граждане стран Балтии, Украины, России и Чехии с флагами на мотоциклах. Большинство зарубежных гостей не скрывали, что приехали на раритетной технике, словно демонстрируя ее качество и надежность. У входа посетителей встречал глухонемой токарь-инструментальщик Владимир Ярец (на фото), объехавший на мотоцикле весь мир.
Молодые участники фестиваля позировали публике, усевшись на свои мотоциклы.
Сергей из Лепеля (на фото) привез военный М 72, 1958 года выпуска. «Это из гаража дедушки, к которому ходил много лет, — рассказал участник выставки «Ежедневнику». – За 10 лет привел мотоцикл в порядок, отремонтировал, вложив больше 500 долларов. Сложность в том, что этой моделью владели только военные. Они ставили технику на учет в военкомате, а когда подходил срок – утилизировали. Гражданскому населению мотоцикл был практически недоступен – ведь в коляску можно было поставить пулемет! К моему деду попала одна из последних версий, которую, наконец, начали продавать в магазинах».
У Андрея из Молодечно (на фото) в майке с аббревиатурой СССР – «Ява»-250, 1959 года выпуска. «Почти как новый» мотоцикл – память от деда, в гараже которого простоял около 40 лет. А поскольку место хранения исправно отапливалось, все, что понадобилось наследнику, — достать мотоцикл из подвала, отмыть, отполировать, залить бензин и – поехать. Последние 250 км — его.
«Он завелся с первого раза, представляете, как делали раньше вещи! – не скрывает гордости 23-летний парень. — Разве что новые камеры поставил – и все. А еще с мотоциклом мне досталась большая коробка новых запчастей. Буду постигать азы мастерства: разберу, заменю, что надо, отремонтирую, — на деньги не поскуплюсь!»
В планах начинающего байкера – войти в сообщество мотоциклистов, разобраться с их помощью в «начинке» «Явы» и заказать наклейку с волчицей – точь-в-точь как у мотоцикла из «Ну, погоди!».
Часть участников – бизнесмены. Супружеская пара из Баранович Анна и Сергей привезла Simson Schwalbe и MZ TS 250.
Красный Simson принадлежит Анне (на фото). «Это немецкий мотоцикл 1980 года выпуска, — с удовольствием объясняет барышня в коротком белом платье. — Он у меня с год. Купили по объявлению в плачевном состоянии, отреставрировали, вложив 1,5 тысячи долларов».
Права на вождение мопеда категории «АМ» даются «автоматически», но Анна садилась за руль «всего несколько раз». «Она ездит на том, где не надо переключать передачи, — с улыбкой объясняет Сергей, — а здесь надо».
«Зиму простоял дома в комнате», — любуясь не себя в боковое зеркальце, сообщает Анна. «У нас в семье 24 мотоцикла, в гараж техника уже не влезает, вот и приходится в одну из комнат закатывать, благо, что дом большой, — уточняет Сергей. — Задача – собрать весь модельный ряд «Ява» и все, что поступало в СССР. Еще люблю немецкую технику, с удовольствием покупаю ее и реставрирую».
По правилам соревнований, каждый из мотоциклистов должен был выполнить несколько элементов – на ходу метнуть дротик в мишень, в движении толкать колесом мотоцикла тяжелую бочку, переставить бутылку с водой с одного места на другое, проехать по маршруту около 25 км.
Наконец, жюри объявило о награждении участников. Первое место занял минчанин Александр на мотоцикле «Минск» М-104 1966 года выпуска, второе – Руслан из Баранович на «Яве», третье – минчанин Сергей, которого здесь называли Трофимыч.
Чуть позже обладатель «Касьяныча» — мотоцикла К-750 М 1967 года выпуска, Трофимыч (на фото) рассказал «Ежедневнику», как сделал своего победителя «с нуля», отыскав его у деда из Сморгони «в страшном состоянии». Восстановление длилось полтора года и обошлось в сумму около 2 тысяч долларов. Зато сегодня польские коллекционеры «готовы дать за «Касьяныча» от 2 до 7 тысяч евро».
Но такую технику обычно не продают. Специалисты уверяют, что отыскать мотоцикл советской эпохи «в сарае у деда» практически невозможно – все выбрано, отремонтировано и продано. Или осело в коллекциях для нечастых поводов выкатить раритет напоказ публике – напомнить вкус ушедшей эпохи.
Наиболее интересными экземплярами на фестивале коллекционеры назвали Simson Schwalbe, MZ TS 250, синий К 750 с коляской и два мотороллера – МГ-150 «Вятка» и «Электрон».
Праздник удался. Кроме раритетных мотоциклов гостям удалось увидеть The Machine из мастерской белорусского кастомайзера Юрия Шифа – обладателя нескольких наград, среди которых — титул чемпиона мира в классе мотоциклов с неамериканскими моторами «Metric World Championship» и – вертолет генерального партнера фестиваля ГК «А-100», на котором прилетел председатель правления Александр Центер.
Но внимание в тот день постарались уделить другой собственности А-100 – автомобилю Ford Model T 1924 года выпуска, известном как «Жестянка Лиззи».
Как сообщила «Ежедневнику» директор ГК «А-100 АЗС Ирина Володько (на фото у автомобиля), «с особым пиететом относясь к истории страны и компании, мы с радостью представляем посетителям фестиваля настоящий, уникальный, раритетный экспонат, историю 20 века — Ford T, выпущенный в 1920 году. Это первый массовый автомобиль, который начал выпускаться на конвейере».
Автомобиль на ходу. Но это – уже совсем другая история.
Источник: