Тест камер для смартфонов Sony DSC-QX10 и DSC-QX100

Начнем с того, что один из смартографов — Sony Cyber-shot DSC-QX10 — уже был в нашей тестовой лаборатории. В том, предыдущем материале мы познакомились с устройством, изучили, как оно взаимодействует со смартфоном, и сделали на него первые снимки. Однако раз в смартографах от Sony не только оптика собственная, но ещё и матрица, то их можно считать полноценными цифровыми мыльницами. Хорошо-хорошо, почти полноценными: да, дисплея у них нет. Тем не менее тестировать их и относиться к ним мы будем как к полноценным компактам — со всей строгостью и без каких-либо поблажек. Недаром же производитель записал их в серию компактных цифровых фотоаппаратов Cyber-shot.

Sony Cyber-shot DSC-QX10 — беленький, Sony Cyber-shot DSC-QX100 — чёрненький

При первом знакомстве с младшей моделью — QX10 — мы не рассматривали камеру как серьёзного соперника обычным «компактам». Всё-таки полученные изображения могли конкурировать, например, с фотографиями, снятыми на Samsung Galaxy S IV, но не более того. Признаёмся, списали устройство в категорию игрушек-безделушек. Спешим исправиться: в процессе подробного изучения новых гаджетов наше мнение постепенно менялось. Многим известно, что для камер смартфонов были выпущены десятки объективов различного сорта — и «фишаи», и телеобъективы, и даже макролинзы. Правда, качество получаемого с их помощью изображения зачастую не нравилось пользователям. Смартографы призваны изменить это — с их помощью даже старенький коммуникатор может обзавестись хорошей камерой. Посему как минимум за попытку инновации следует отвесить Sony поклон. В объективах-камерах есть и столь обожаемый многими пользователями цифровых мыльниц зум, и даже излюбленная более продвинутыми фотографами возможность ручной настройки параметров фото. Проще говоря, теперь всё выглядит так же, как и у владельцев самых настоящих цифровых камер.

Sony Cyber-shot DSC-QX100 — в нашей тестовой лаборатории впервые

На этот раз в нашем распоряжении оказались оба представленных на рынке смартографа: младший DSC-QX10, который мы изучали в прошлый раз, и более серьезный DSC-QX100. Разница между ними колоссальная — производитель оценил её аж в десять тысяч рублей. QX10 опустошит карманы покупателей на вполне гуманные 8 490 рублей (рекомендованная розничная цена), в то время как QX100 разорит их на целых 18 990 рублей. Несмотря на то, что внешне устройства похожи (об этом мы поговорим чуть позже), внутри они абсолютно разные. И вот почему.

Sony Cyber-shot DSC-QX10Sony Cyber-shot DSC-QX100 Сенсор изображения1/2,3 дюйма, матрица Exmor R CMOS1 дюйм, матрица Exmor R CMOS Эффективное количество точек, Мп18,220,2 ПроцессорBionz ОптикаSony Lens GCarl Zeiss Vario-Sonnar T* Формат сохранения изображенияФотокадр: JPEG Видео: MP4 Диапазон фокусных расстояний, мм4,45-44,5 мм (25-250 мм в 35-мм эквиваленте) 10-кратный зум10,4-37,1 мм (28-100 мм в 35-мм эквиваленте) 3,6-кратный зум Раскрытие диафрагмыƒ/3,3-5,9ƒ/1,8-4,9 Размер кадра в пикселяхФотокадр: 4864×3648 (4:3) Видео: до 1920×1080Фотокадр: 5472×3648 (3:2) Видео: до 1920×1080 Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте100-12800, Авто (100-3200)160-25600 Авто (160-6400) Диапазон выдержек, сОт 1/1600 до 4От 1/2000 до 4 ЭкспозамерМультизонный Экспокоррекция±2 EV, шаг 1/3 EV± 3,0 EV, шаг 1/3 EV Встроенная вспышкаОтсутствует Устройство хранения информацииmicroSD ЖК-дисплейОтсутствует ВидоискательОтсутствует ИнтерфейсыUSB, Wi-Fi, NFC ПитаниеЛитий-ионный аккумулятор NP-BN 600 мА*ч (2,22 Вт*ч, 3,7 В) Габариты (ШхВхД)62,4×61,8×33,3 мм62,5×62,5×55,5 Масса (только камера)90 г165 г

Sony Cyber-shot DSC-QX10 слева, Sony Cyber-shot DSC-QX100 справа

Производитель отмечает, что сенсор обеих камер выполнен по технологии Exmor R CMOS (фирменная матрица Sony c обратной засветкой), благодаря чему достигается бóльшая светопропускаемость. В результате снимки в условиях низкой освещенности получаются более насыщенными. Младшая модель — QX10 — по характеристиками напоминает «компакт» начального уровня: маленькая, 1/2,3-дюймовая матрица в паре с несветосильной оптикой с максимальным относительным отверстием ƒ/3,3 на коротком конце и ƒ/5,9 на длинном. Пожалуй, самое ощутимое достоинство камеры — десятикратный трансфокатор, покрывающий фокусное расстояние 25-250 мм в 35-мм эквиваленте. Cyber-shot DSC-QX100 таким похвастаться не может — в его распоряжении только 3,6-кратный зум, охватывающий ФР от 28 до 100 мм (опять же в пересчете в 35-мм формат). Зато в распоряжении старшей модели однодюймовая матрица и светосильная оптика производства Carl Zeiss с максимальной диафрагмой ƒ/1,8-4,9. Таким образом, преимущества большого приближения нивелируются качеством выходного изображения — предрекаем, что у QX100 оно должно быть гораздо лучше. Несложно вычислить, какая из камер старшая, по габаритам — «десятка» значительно меньше и почти в два раза легче «сотки». Последняя по характеристикам напоминает компактную камеру Sony Cyber-shot DSC-RX100 II, которую мы тестировали несколько месяцев назад.

Напомним, если кто успел подзабыть или поленился изучить материал, посвященный смартографу DSC-QX10. Основная «фишка» новых камер Sony заключается в том, что внешне они похожи на сменные объективы. Устройства получились весьма компактными и портативными, если не брать в расчет отсутствие дисплея и, как следствие, невозможность на практике снимать без смартфона или планшета — «стрелять» вслепую откровенно неудобно, а процент брака при такой съемке зашкаливает.

При съемке камеру-объектив можно держать в руке или прикрепить к смартфону. Для этого на корпусе смартографа предусмотрены специальные раздвижные крепления-защёлки, похожие на крылья. Правда, их размаха не хватит для какого-нибудь шестидюймового гиганта вроде Sony Xperia Z Ultra. Впрочем, на, мягко говоря, немаленький Samsung Galaxy Note II смартограф залезть смог, но на что-то большее он уже не поместится. Также можно докупить фирменные чехлы с якобы байонетным держателем и превращать телефон в практически «беззеркалку», но пока что они доступны только для Sony Xperia Z1.

Крепления для смартфона на задней стороне камер

Под креплением прячется батарейка на 600 мА*ч (2,22 Вт*ч, 3,7 В), которая питается от привычного microUSB 2.0. Клавиши управления камерой — кнопки включения и спуска затвора, а также рычажок трансфокатора и уже упомянутый интерфейс «ю-эс-би» разбросаны вдоль корпуса. Пользоваться клавишами, расположенными на корпусе смартографов, непривычно — гораздо удобнее управлять устройствами с телефона или планшета.

Смартографы Sony Cyber-shot DSC-QX10 и DSC-QX100 со снятыми штатными креплениями

⇡#Видоискатель

Процесс съёмки такой же, как и в случае традиционной цифровой камеры, — после прикрепления устройства на корпус смартфона полученный гаджет не может не напоминать брата-близнеца из семьи традиционных «компактов». Для полного сходства требуется специальное приложение-видоискатель Play Memories Mobile (доступно для Android 2.3 или выше и iOS 4.3 или выше), с помощью которого осуществляется съемка. Главное преимущество программы и его обобщающая с линейкой цифровых фотокамер особенность — практически полное копирование интерфейса и системы управления с корпуса стандартной мыльницы. Если вы раньше хотя бы мельком общались с любой современной камерой, то никаких трудностей при использовании Play Memories возникнуть у вас не должно — уж настолько интуитивно понятны все элементы управления и функции.

Видоискатель для DSC-QX10

Видоискатель для DSC-QX100

Примечательно, что в смартографах, то есть в приложении Play Memories, предусмотрено несколько режимов съемки. Среди них нет заготовленных настроек для творческой съёмки, зато есть гораздо более ценный полуавтоматический режим — «приоритет диафрагмы». Правда, доступен он только для старшей модели DSC-QX100. Впрочем, «десятке», с её несветосильной оптикой и крошечной матрицей, он и не нужен, — всё равно при таком «железе» управлять глубиной резкости не получится. В любом случае потери младшей модели не велики — трех автоматических («Интеллектуальный авторежим», «Суперавторежим», «Автопрограмма») режимов, доступных для обеих камер, хватает за глаза. Автоматика довольно резво и практически безошибочно оценивает экспозицию и баланс белого в поле кадра. Sehr gut!

Режимы «Интеллектуальный» и «Суперавто» похожи между собой, с той лишь разницей, что первый отображает на экране тип сцены (например, «макро» или «портрет»), в то время как второй делает свою работу без подобных подсказок. Качество снимков, получаемых при съёмке в этих двух режимах, одинаковое. «Автопрограмма» позволяет корректировать экспозицию — от -2 до +2 EV.

У модели Sony Cyber-shot DSC-QX100 весьма удобно реализован режим «ручной» съёмки. Чтобы изменить параметры, нужно нажать на окошко нужного параметра и тем самым активировать виртуальное колесо с возможным диапазоном настройки. Чем-то этот интерфейс напоминает программное меню в сенсорных моделях камер Canon EOS (650D, 700D). Помимо этого, в разделе настроек можно выбрать один из множества «пресетов» баланса белого или задать значение вручную (от 2500 до 9900 К). Эта опция почему-то доступна только в режиме «Приоритет диафрагмы». Впрочем, авторежимам она и не нужна — они сами замечательно справляются с установкой «правильного» баланса белого.

У модели DSC-QX100 на корпусе есть фокусировочное кольцо, с помощью которого можно вручную навестись на объект съёмки. Правда, пользоваться им не очень удобно из-за небольших габаритов смартфона с камерой-объективом. Лучше доверить эту задачу автоматике — справляется с ней она на совесть.

Обзор компактной камеры-объектива Sony Cyber-shot DSC-QX10

В наше время сложно быть новатором. Большинство новинок – либо «хорошо забытое старое», либо симбиоз и переосмысление нескольких идей, дающих в сумме новый продукт. Вот и форм-фактор камеры-объектива явно возник не на пустом месте. Идея модульной конструкции не нова и весьма популярна — погуглите хотя бы Modu или (ближе к теме) Ricoh GRX. А широкое распространение беспроводных технологий привносит в эту идею новый смысл. В современные цифровые камеры (в том чисте и компактные) всё чаще встраивается Wi-Fi модуль, с помощью которого можно управлять камерой дистанционно, со смартфона. При этом дисплей и диски-кнопки самой камеры не задействуются. А что, если их выбросить и использовать вместо них тот же смартфон, который у пользователя уже есть? Ответ – в заголовке статьи, а подробности – под катом.

Технические характеристики камеры Sony DSC-QX10

Sony Cyber-shot DSC-QX10 СенсорExmor R CMOS 18 Мп, 1/2,3″ ОбъективSony Lens G 4,45-44,5mm f3.3-5.9 Фокусное расстояние4,45-44,5 мм Эквивалентное фокусное расстояние25-250 мм Максимальная диафрагмаf/3.3 в широкоугольном положении и 5,9 в телеположении Минимальная диафрагмаf11 Чувствительность ISO (REI)ISO100-3200(iA, P), ISO100-12800(iA+) Фокусировкаавтоматическая непрерывная; ручной выбор зоны фокусировки касанием Минимальная дистанция фокусировки5 см (широкоуг.), 150 см (теле) Формат и размер изображения4:3 — 18 Мп или 5 Мп, 16:9 – 13 Мп или 2 Мп Формат файловJPG ПроцессорBionz Тип экспозамераматричный Баланс белогоавтоматический (AWB), солнце, облачно, лампы накаливания, люминесцентные лампы (3 варианта) Режимы протяжкитолько покадровый Режимы съемкиИнтеллектуальный авторежим (iA), супер-авторежим (iA+), программное авто (P) Выбор сюжетатолько автоматический Выдержка1/1600-4 с (iA, iA +), 1/1600-1 с (P) КоммуникацииWi-Fi, USB 2.0/Multi Питаниелитий-ионная батарея 3,6 В 630 мА·ч (3,6 Вт·ч) Автономность220 фото, или 25 минут видео, или 110 минут работы Размеры (Ш/В/Г, мм)62x62x33 Масса90 г Масса с аксессуарами105 г Необходимое ПОPlayMemories Mobile (Android, iOS)

Внешность, конструкция

Sony DSC-QX10 упакована в картонный цилиндр вместе с USB-кабелем, ремешком для ношения на запястье и десятком разных бумажек, среди которых есть толстое руководство пользователя на разных языках, включая русский, и отдельно напечатанная украинская версия. Зарядное устройство в комплект не входит – заряжать камеру предлагается от USB-порта компьютера (для батареи емкостью 630 мА*ч его силы тока вполне достаточно). Но ничто не мешает воспользоваться зарядным устройством от телефона с подходящим разъемом.

По габаритам QX10 очень близка к популярному в свое время объективу Гелиос-44м и его многочисленным модификациям. Ниже — несколько фото для лучшего понимания размеров устройства.

Конструктивно камера представляет собой объектив с 10-кратным моторизованным зумом и встроенными в тот же корпус матрицей с диагональю 1/2,3 дюйма, управляющей электроникой, аккумуляторной батареей, слотом для карт памяти, разъемом Micro USB и адаптером Wi-Fi. Чип NFC позволяет соединить смартфон и камеру по Wi-Fi без ввода пароля, причем если камера была выключена – она включится при сближении меток NFC на смартфоне и камере. Рядом с меткой расположены кнопка включения питания, трехцветный светодиодный индикатор (зеленый – работа, желтый – зарядка, красный – видеозапись) и стереомикрофоны. На левой боковине корпуса есть кнопка спуска затвора и двусторонний рычажок трансфокатора. С тыльной стороны с помощью байонетного крепления присоединен съемный держатель для крепления на смартфоне. Его нужно снять, чтобы добраться до аккумулятора и слота для карт MicroSD и Memory Stick Micro. Крохотный ЖК-дисплей (без подсветки, но cо светоотражающей подложкой) показывает уровень заряда батареи и предупреждение об отсутствии карты памяти, если флешка не вставлена в слот или вставлена с перекосом. Последнее вполне возможно при установке карты MicroSD, поскольку слот для карточек рассчитан на более широкую MS Micro.

В нижней части корпуса QX10 есть небольшой выступ, в котором по центру расположено полноценное металлическое штативное гнездо. Этот элемент конструкции был бы отличной подставкой для съемки с горизонтальных поверхностей без штатива, но, к сожалению, его нижняя сторона не полностью ровная. Камера может стоять только на небольшой плоскости вокруг штативного гнезда, но очень неустойчиво, и при попытках управлять зумом и спуском с камеры она заваливается набок. По той же причине камеру сложно зафиксировать для съемки с большой выдержкой, прижав к неподвижному предмету. В этой же части корпуса с одной стороны размещен разъем Multi/MicroUSB, крышка которого вызывает сомнения в ее долговечности и открывается неудобно. Да и закрывать ее тоже надо приноровиться.

С другой стороны выступа есть проушина для ремешка, который стоит прицепить сразу и надевать на руку всегда — вряд ли столь изящная техника переживет падение на асфальт без последствий, особенно во включеном состоянии с выдвинутым объективом. Корпус у QX10 металлический, возможно, он и выдержит, но за оптику и механику боязно.

Камера в работе

Испольовать QX10 можно тремя способами.

1. Камера подключена к смартфону и закреплена на нем. Получается практически полноценная «цифромыльница» с сенсорным управлением, впрочем, пользоваться кнопкой и рычажком зума на самой камере тоже никто не запрещает — кому как удобнее. Крепление с резиновыми вставками удобное и надежное, нужно только следить при установке, чтоб под него не попала одна из кнопок на боковинах смартфона.

Максимальная ширина смартфона для крепления с помощью зажима составляет 75 мм, толщина не должна превышать 12 мм. Есть и другой способ крепления камеры — Sony предлагает для своих смартфонов Xperia Z и Z1 чехлы-накладки с байонетом для QX10/100. Так получается надежнее и эстетичнее, к тому же снимаются ограничения на размеры телефона. Уверен, что предприимчивые китайцы легко наштампуют таких накладок для популярных смартфонов и фаблетов других марок, был бы только спрос.

2. Камера подключена к смартфону, но не закреплена на нем. Это дает неограниченную свободу в выборе ракурса – можно удобно и с полным контролем результата снимать с земли, над головами, из-за угла, делать автопортреты и кое-что еще.

Однако, при съемке с рук из-за малых размеров и веса камеры сложнее «держать» горизонт и наводиться на объект, особенно при фокусных расстояниях больше среднего. В этом варианте камеру можно использовать со смартфоном или планшетом любого размера. Правда, управлять 7-дюймовым планшетом одной рукой, держа во второй камеру, неудобно (а 10-дюймовым – просто нереально), в этом случае проще будет снимать с помощью кнопки на камере. Если позволяет ситуация, лучше установить камеру на штатив или какой-нибудь предмет либо, наоборот, положить планшет где-то поблизости.

Кстати, при установке на штатив из QX10 получается отличная камера для фотоохоты – малозаметная и практически бесшумная (закрывающаяся в момент съемки диафрагма издает еле слышный щелчок). Фотограф может управлять камерой издалека, предварительно установив ее рядом с кормушкой или другой приманкой для «дичи».

3. Автономно (камера не подключена к смартфону). Ввиду невозможности визирования гарантированы заваленный горизонт и либо перспективные искажения, присущие широкому углу обзора, либо промахи при попытке использовать большие фокусные расстояния. Вот пример такого снимка вслепую:

Изменить режим съемки нельзя — будет активен тот, который был выставлен в PMM при последнем соединении. Изменение ISO и коррекция экспозиции (если это был режим P) недоступны. Кроме того, камера не имеет отдельного питания для часов реального времени — они синхронизируются со смартфоном при подключении. Поэтому, если аккумулятор камеры был полностью разряжен (или извлечен), а после его зарядки (установки) камера не соединялась со смартфоном, дата создания снимков будет некорректной (что-то вроде 01.01.2013). При всех своих ограничениях и неудобствах, возможность автономной работы выручит в случае, если у смартфона разрядилась батарея, а упускать сюжет не хочется или просто нужно сохранить какую-то информацию (объявление, расписание и т.п.)

Небольшой нюанс: если карты памяти в камере нет, то при подключении к смартфону фото можно сохранять на него. Видеозапись в этом случае будет недоступна. При установленной карточке можно сохранять снимки как на нее, так и на смартфон, причем для смартфона можно выбрать размер поменьше. В автономном режиме, естественно, карта памяти должна быть установлена.

PlayMemories Mobile (далее – PMM) дает возможность выбрать один из трех режимов съемки для QX10 — интеллектуальный авторежим, супер-авторежим и программный (P). Первые два работают путем автовыбора наиболее подходящего из стандартных сюжетов — солнце, макро, спорт, распознавание лиц и т.п. Когда камера неподвижна, ниже индикаторов типа съемки и сюжетной прграммы появляется символ штатива. Видимо, при этом автоматически отключается стабилизатор изображения SteadyShot.

Ручной выбор сюжетной программы недоступен, да и не особо нужен – камера сама отлично справляется с этим. Отличие супер-авторежима заключается в том, что при недостаточной освещенности вместо увеличения выдержки камера делает серию снимков с короткими выдержками и объединяет их, обеспечивая светочувствительность, эквивалентную ISO128000, в то время как для интеллектуального авторежима предел составляет ISO3200. Программный режим, в отличие от автоматических, позволяет прямо на главном экране изменить светочувствительность матрицы в пределах 100-32000 единиц ISO или выбрать автонастройку этого параметра. Сдвиг программы в режиме P недоступен, оптимальную экспопару камера выбирает сама. Можно также регулировать экспозицию в пределах ±2 EV с шагом 1/3, хотя шкала почему-то размечена под шаг 1/2. Диафрагма закрывается только до f/11. QX10 не позволяет вручную управлять выдержкой и диафрагмой, поэтому соответствующих режимов съемки (S, A и M) у нее нет.

Серийная съемка в QX10 не реализована, одиночные снимки можно делать с интервалом примерно 2,5 секунды.

Система экспозамера у QX10 работает отлично. Особенно понравились ночные снимки – за редким исключением, камера не пытается сделать из ночи день, а сохраняет именно тот баланс света и тени, который мы видим своими глазами. Баланс белого можно выбрать из нескольких предустановленных вариантов, хотя для большинства ситуаций автоматического (AWB) вполне достаточно. Так что отсутствие съемки в RAW не особенно огорчает – подавляющее большинство снимков, сделанных в период тестирования, не требовало коррекции ББ и экспозиции.

Автофокус работает в постоянном режиме, то есть камера самостоятельно перефокусируется при изменении сюжета. Это неэффективно в плане энергопотребления, зато частично компенсирует задержку передачи изображения на смартфон. Можно выбрать точку фокусировки вручную, тапом на экране, только жаль, что незлья сразу же и сделать снимок – нужно еще нажать на спуск. Механическая кнопка спуска на камере (в отличие от программной на смартфоне) имеет промежуточное положение (полунажатие) для фокусировки, то есть с ее помощью можно заблокировать фокус и экспозицию, а собственно снимок сделать чуть позже, изменив кадрирование или выбрав подходящий момент. В настройках можно включить звуковые сигналы подтверждения фокусировки и сохранения снимка, которые воспроизводятся динамиком смартфона.

Настроек у камеры немного:

QX10 оснащена очень приличным объективом «золотой» серии G с 10-кратным зумом, выдающим четкую картинку на малом и среднем фокусном расстоянии и заметно замыленную на максимальном, что нормально для такого диапазона фокусных расстояний.

В широкоугольном положении можно снимать с очень маленького расстояния, практически впритык – может получиться неплохое макро (естественно, о бабочках и пчелках при такой дистанции речь не идет). Правда, при столь малом расстоянии между объективом и предметом съёмки неизбежно возникают проблемы с освещением. В телеположении придется отойти от объекта на полтора метра, это уже макросъемкой назвать нельзя.

Слева: ЭФР 25 мм; справа — 250 мм.

Примеры съемки с минимальной дистанции фокусировки в широкоугольном и телеположении:

Эффект бочки/подушки и хроматические аберрации на снимках практически не видны – скорее всего, всё это устраняется при сохранении в JPG. А вот виньетирование, и довольно сильное, присутствует, но почему-то избирательно – на одних снимках оно есть, на других нет, часто при тех же параметрах съемки. Солнце в кадре формирует на изображении своеобразный «цветок» из крупных фиолетовых бликов:

К сожалению, гонка мегапикселов давно взяла верх над здравым смыслом, тут производители камер сами себя загнали в тупик. Поэтому, несмотря на отличный объектив, маркированный буквой G (что у Sony означает топовую, «золотую» серию оптики), уже при минимальной чувствительности включается шумоподавление. При ISO 800 и выше снимок в масштабе 100% больше похож на картину, чем на фотографию, а при дальнейшем повышении чувствительности уже страдает не детализация, а цветность (видимо, резко усиливается и, соответственно, сильнее подавляется именно цветовой шум). Короче говоря, печатать фото с QX1 в формате А3 (что теоретически позволяет разрешение 18 Мп) можно разве что в случае, когда съемка происходила при ярком свете и выставленном вручную ISO100, и то качество картинки будет посредственным.

Но не всё так плохо. Высокое разрешение матрицы имеет и положительный эффект. Благодаря малому размеру пикселов шум имеет очень мелкое зерно, которое начисто съедается интерполяцией при уменьшении линейных размеров снимка до 70-30 процентов (в зависимости от уровня шума на конкретном снимке). Можно просто выбрать в настройках сохранения снимков опцию 5 Мп (2592 х 1944 точек) – этого размера за глаза хватит для любых онлайн-применений и для качественной печати формата A5 (если используется весь снимок, а не вырезанный из него небольшой фрагмент). Вывод: при изначально правильном кадрировании и уменьшении до реально необходимого размера снимки с QX10 вполне достойно выглядят в онлайн-галереях, блогах и на бумаге небольшого формата. Стоит ли требовать большего от любительской камеры? Думаю, вряд ли.

Примеры съёмки на разных значениях чувствительности (полноразмерные файлы, как обычно, можно найти в отдельной галерее)

Примеры снимков, сделанных на Sony DSC-QX10 (галерея):

Видео сохраняется в формате MP4, в разрешении 1920×1080 точек со стереозвуком. Битрейт для такого размера кадра небольшой, что сказывается на качестве изображения. К сожалению, QX10 нельзя использовать для живой видеотрансляции (стриминга) — при ее размерах это было бы интересно.

Пример видеосъемки:

Экспорт отснятого материала с камеры возможен четырьмя способами: извлечь карту памяти, вставить в кардридер и скопировать на компьютер; подключить камеру к компьютеру по USB и скопировать или импортировать с помощью PlayMemories Home (кому как больше нравится); сразу же во время съемки сохранять на смартфон/планшет (но только фото, видео нельзя); и, наконец, загрузить с камеры в смартфон с помощью пункта меню «Загрузить с подключенного устройства» в PlayMemories Mobile (включая видео). Всё вышеописанное касается смартфонов на Android и компьютеров на Windows, возможно, для iPhone/iPad/Mac есть отличия.

Совместимость, производительность, автономность

Во время тестирования QX10 мне часто задавали вопрос: «А она только со смартфонами Sony работает?» Нет, конечно — это сильно сократило бы круг потенциальных покупателей. Камера соединяется и работает с любым смартфоном, на который можно установить приложение PlayMemories Mobile. Конечно, принимая во внимание огромное разнообразие Android-смартфонов, не исключены какие-то проблемы с отдельными моделями. Но все смартфоны, какие удалось раздобыть, с QX10 соединялись и работали, другой вопрос — как работали. Вот что действительно важно — так это производительность подключенного устройства. Она сильно влияет на скорость передачи изображения на дисплей и, соответственно, на величину задержки отображения. Например с бюджетным Motorola XT316 на Android 2.3 этот лаг может достигать двух секунд, с Galaxy Tab (планшет 4-летней давности под управлением Cyanogenmod 11) он несколько меньше, но все равно мешает нормально снимать. Тем не менее, все снимки в тестовой галерее отсняты с помощью этих двух устройств. А вот с Moto G картинка отрисовывается на дисплее очень быстро, практически в реальном времени. Так что покупателю QX10 желательно иметь современный (желательно не старше года) и не самый дешевый смартфон или планшет, чтобы снимать в удовольствие.

Автономность камеры предсказуемо невысокая — 200-250 кадров на одном заряде, что сильно зависит от настроек просмотра и сохранения. Отсутствие прожорливого дисплея компенсируется постоянно работющим Wi-Fi, непрерывным типом автофокусировки, автоэкспозицией и моторчиком трансфокатора. В принципе, не так уж и плохо для компактной камеры. Не стоит забывать, что в связке с QX10 телефон тоже быстрее расходует заряд, поэтому перед выходом на фотопрогулку стоит полностью зарядить оба устройства.

В сухом остатке

Sony DSC QX10 — интересное устройство, которое в первую очередь оценят любители новых технологий. Модель использования такой камеры несколько сложнее, чем «достал-включил-навел-снял», поэтому камера-объектив подойдет не каждому. Тем более, что онна предъявляет довольно высокие требования к сопряженному устройству — использование QX10 в паре со смартфоном, имеющим слабое «железо» и/или не поддерживающим современную версию Wi-Fi, требует стальных нервов. Как было сказано, камера удобна для скрытой съемки с дистанционным управлением, что наверняка оценят любители стрита и фотоохоты. Возможно, простое управление без сложных настроек сможет помочь камере завоевать и часть негиковской аудитории. Ну и, конечно же, камера обладает мощным имиджевым зарядом, что весьма ценно в определенных кругах. Снимки же, сделанные с ее помощью, ничем не выделяются на фоне обычных компактных камер с похожими характеристиками. Цена около 2500 грн (8490 рублей) выглядит вполне адекватной за столь оригинальную и технологичную вещь. Если хочется лучшего качества фото при сохранении всех преимуществ QX10 — стоит посмотреть на QX100, которая оснащена уже дюймовой матрицей, как в RX100MII, имеет ручное управление диафрагмой и выдержкой и цейсовскую оптику. Правда, при этом она больше, тяжелее и стоит ненамного дешевле, чем более функциональная RX100MII с той же матрицей.

7 причин купить Sony DSC-QX10

  • оригинальность и технологичность (wow-фактор)
  • малые размеры и вес
  • неограниченная свобода в выборе ракурса
  • возможность удаленной съемки
  • отличная работа системы экспозамера
  • возможность работы с разными устройствами и в автономном режиме
  • яркие сочные цвета

4 причины не покупать Sony DSC-QX10

  • высокие аппаратные требования к сопряженному устройству
  • высокий уровень шума и следов его подавления (на полноразмерных снимках)
  • сложность визирования на больших фокусных расстояниях
  • невозможность ручного управления диафрагмой и выдержкой

⇡#Автофокус

Система автофокусировки у обеих камер-объективов работает без ощутимых затруднений. Гаджеты способны практически безошибочно «ловить» фокус даже в условиях слабой освещенности на любых фокусных расстояниях. Единственным неудобством является очень большая разница минимальной дистанции фокусировки на разных положениях трансфокатора. Причем «болеет» этим и QX10, и QX100. На широком угле оба гаджета могут навестись на резкость на расстоянии всего пяти сантиметров от объекта съёмки. Для макросъёмки это едва ли подойдет — получится какое-то слишком широкоугольное макро. Казалось бы — сними объект вблизи на большем фокусном расстоянии. Ан нет! На «длинном конце» минимальная дистанция фокусировки значительно увеличивается: «старшая» модель DSC-QX100 способна навестись на резкость на расстоянии полуметра, а QX10 понадобится на это более метра.

⇡#Режим видеосъёмки

Прежде чем рассказать о тестировании режима видеосъемки у обоих смартографов, спешим поделиться впечатлениями от подготовки к нему. К сожалению, далеко не самыми приятными. Перед видеосъёмкой нужно заранее установить в смартографы флеш-карты, поскольку снимать ролики в Full HD и параллельно передавать их в память смартфона или планшета невозможно. Более того, следует убедиться в правильности подключения устройства: у нас за время тестирования выскакивали ошибки записи, а порой вообще происходила какая-то мистика. На microSD-карточку памяти, установленную в DSC-QX10, нам удалось записать тестовое видео, а вот «сотка» отказалась читать эту же самую «флешку», хотя свободного места на ней было предостаточно. Другая карточка, к счастью, оказалась пригодной для обеих моделей. Так что рекомендуем обратить внимание на это и иметь в кармане пару запасных карт памяти на случай возникновения похожих проблем. Впрочем, хочется верить, что это исключительно хулиганство наших предсерийных экземпляров.

Обе камеры пишут видео в контейнере MPEG-4 с разрешением Full HD и частотой почему-то 29 кадров в секунду, а не 30 или 24, как это заложено в большинстве видеозаписывающих устройств. Сопровождающий аудиопоток двухканальный (стерео), но два разнесенных отверстия микрофонов на корпусах нам найти не удалось, что кажется несколько странным. Вероятно, стерео здесь программное.

Для более показательной проверки качества видеосъёмки мы решили испытать камеры в условиях пониженной освещённости на динамических сценах.

Модель QX100 справляется с видеосъёмкой практически на отлично. Здесь нет никаких претензий к верности определения баланса белого. Стабилизатор изображения старается изо всех сил, и должное подавление тряски камеры получается у него довольно неплохо. QX100 немного подводит автофокус: здесь имеют место промахи, особенно во время трансфокации на движущемся объекте. Но при первой возможности оценить резкость контрастным методом QX100 делает это быстро и точно. Кстати, в этом деле интеллекту камеры хорошо помогает повышенная светосила оптики (ƒ/1,8), поэтому даже в условиях пониженной освещённости процесс видеосъёмки не создаст особых трудностей для оператора.

Аналогичную сцену мы сняли и на DSC-QX10. Младшая модель в режиме видеосъёмке показала себя ощутимо хуже, чем QX100. Здесь принципиальную роль сыграла светосила объектива. За счёт экономии на оптических свойствах техники бóльшая нагрузка ложится на программную часть камеры. Ведь справляться с недостатком света в кадре придется матрице с её отнюдь не безграничными возможностями светочувствительности. Максимальное значение ISO — 3200 для обеих моделей, но для «младшей» даже и его не хватает: в ролике становится заметен шум, да и «завалов» в тенях, откровенно скажем, многовато, так что ночью снимать видео на QX10 едва ли получится — ролики выходят слишком тёмными. В остальном ситуация практически аналогична таковой у QX100. Здесь так же заметны сбои в точности автофокуса во время изменения положения трансфокатора, правда старшая модель справлялась с ними шустрее. Также менее точной оказалась оценка баланса белого — цветовая температура фиксировалась на несколько сотен кельвинов выше реальной.

В целом остаётся отметить, что функция видеосъёмки на данных моделях предназначена для начинающих и любителей и не претендует на более профессиональный уровень. Действительно, на первый взгляд может показаться, что качество картинки более чем высокое (даже ночью), но это достигается всевозможными технологиями сжатия видеопотока, где на месте шумов появляется муар, а покадровая детализация падает за счет усреднения смежных кадров. Впрочем, для любительской видеосъемки возможностей DSC-QX100 будет предостаточно.

Sony Smartshot DSC QX-10. Фото-прорыв или игрушка?

Одним из самых крутых и необычных гаджетов, представленных на прошлогодней выставке IFA в Берлине я назвал автономные объективы от Sony QX-10 и QX-100, по сути самостоятельные фотоаппараты, но без экрана, в качестве которого Sony предлагает использовать собственный смартфон.

Тогда, в сентябре 2013-го мне удалось их даже немного подержать в руках и попробовать в деле, но впечатления были довольно сумбурными и противоречивыми, за исключением одного — в Sony реализовали крутую идею, и я хочу такую штуку себе. Как это часто водится, планам суждено было осуществиться не сразу, а лишь на новый год, да и то, довольно случайно. Но прежде чем я расскажу о собственном опыте эксплуатации, стоит пояснить что я купил и почему.

Итак, Sony выпустила два удивительных гаджета, объединенных одной идеей. По сути это как-бы половина фотоаппарата в виде объектива, мозгов и матрицы с одной стороны и экрана с сенсорным управлением с другой. Между ними устанавливается связь по воздуху с помощью Wi-Fi точки доступа, расположенной внутри объектива. Смартфон цепляет ее на расстоянии от 0 до 10 метров и дальше работает как большой экран обычного фотоапарата, и в этом разделении труда основная фишка и суть всего гаджета. Модели называются QX-10 и QX-100 — скажем так- младшая и старшая версия. В чем же отличия между ними?

Младший и более дешевый вариант, под номером 10 примерно в два раза компактнее 100-ки и оснащается матрицей Sony ExmorR с разрешением 18.2 мегапикселя и размером 1/2.3 дюйма- примерно как у среднестатистической «мыльницы».

Самая интересная фишка 10-ки оптический зум с 10-ти кратным приближением или от 25 до 250 мм в 35-мм эквиваленте. При этом используется довольно не плохая оптика Sony серии G, хоть и не слишком светосильная, с максимальной апертурой 3.3.

Старшая модель QX-100 крупнее и солиднее. Она оснащается дюймовой 20-ти мегапиксельной матрицей ExmorR физическим размером 13,2 x 8,8 мм, точно такой же как на премиум компакте RX100. В сочетании с объективом Carl Zeiss® Vario-Sonnar T и апертурой 1.8 потенциал гаджета по части качества снимков гораздо выше. Правда такая светосила ограничила оптический зум отметкой 3.6 или фокусным расстоянием от 28 до 100 в 35 мм эквиваленте. Далее, и в том и в другом гаджете используется оптическая стабилизация Optical SteadyShot, есть слот для карточек microSD, встроенный Wi-Fi и NFC для быстрой активации с помощью смартфона. Интересно, что в цене, также как и по габаритам аппараты отличаются почти в два раза — 10-ка стоит 8499 в России или 199 евро в Европе, а 100-ка почти 19000 рублей или 449 Евро, причем цена во всех магазинах, по состоянию на начало весны была полностью идентична.

Себе я выбрал младшую модель, выделив 3 ключевых преимущества модели QX-10, которые и «склонили чашу весов» в ее сторону.

1. Она в два раза дешевле. 2. Она в два раза компактнее. 3. Она оснащается дальнобойным 10-ти кратным зумом, который не достижим рядовым смартфонам.

Руководствуясь этими соображениями, я и стал стал обладателем гаджета для использования в качестве походной камеры, и готов поделиться с Вами плюсами и минусами такого устройства.

Начнем с главного фактора, который наверняка отпугивает многих потенциальных владельцев — ну ее нафиг камеру без объектива! Нужно подключать куда-то. Это сложно, запутанно и не надежно. Такое мнение я слышал неоднократно, и могу сказать, что это полная ерунда. Сопрягать смартфон и объектив не сложнее, чем подключать BT гарнитуру, и делается это раз и навсегда.

Я боялся, что подготовка к съемке будет занимать много времени. На практике, могу сказать, что если вручную запускать приложение PlayMemories на смартфоне, а затем включать объектив, на это уходит секунд 15.

Если же смартфон оснащен NFC, достаточно поднести объектив к задней стенке аппарата, и все произойдет автоматически и в два раза быстрее.

Страх номер два заключается в том, что соединение не устойчивое, а картинка сильно отстает от реальности. Это тоже не совсем так. На самом деле соединение само по себе не рвалось ни разу, за те несколько месяцев, что я пользуюсь гаджетом. Иногда возникает эффект, когда изображение на экране как будто замирает на 1-2 секунды, а потом все восстанавливается обратно.

Скорость отрисовки считаю абсолютно комфортной. Задержка между реальностью и картинкой составляет доли секунды, и, в большинстве случаев дискомфорта при съемке это не доставляет вовсе.

Теперь о фишках — первая и самая главная — фантастическая свобода в выборе ракурсов и точек съемки. Такого никогда не мог и не может вытворять ни один фотоаппарат, поскольку расстояние между фотографом и камерой легко может составлять несколько метров, и снимать, например, себя в компании за столом стало удобно и просто.

оригинал снимка

Можно дать объектив другому человеку или ребенку, и фотографировать мир его глазами и на расстоянии. Поставить объектив на шкаф или положить на дорогу. Любые, самые фантастические ракурсы съемки становятся доступны, в том числе и благодаря универсальной резьбе для штатива.

Сам штатив для сверх легких камер на гибких ножках я купил всего за 100 рублей, и теперь, также как и объектив постоянно ношу в сумке. Второй фишкой, которая является следствием разделения фотографа и фотоаппарата стал тот факт, что люди абсолютно не понимают, что в данный момент ты делаешь фото, просто держа нечто в одной руке, и телефон в другой. Я убеждался в этом неоднократно. И в толпе и в метро, даже в упор все находятся в расслабленных позах, не замечая новоявленного папарацци.

оригинал снимка

Также классно снимать детей и животных, во первых потому, что можно сделать это с их уровня, а во вторых, потому что это тоже получается совсем незаметно, и таких снимков Вы никогда не получите, если будет держать фотоаппарат или смартфон перед лицом.

оригинал снимка

Еще одна удобная особенность аппарата, то, что для съемки экранчик не нужен вовсе. Буквально через пару секунд после старта камер готова снимать после нажатия на кнопку спуска затвора, подтверждая фокусировку двойным звуковым сигналом как на обычном фотоаппарате, так что, если нужно снять что-то буквально мгновенно, а на соединение нет времени, можно попытаться сделать это «на глазок» без прицеливания.

Также любопытной особенностью аппарата является отсутствие вспышки, но поскольку отказаться от съемки в темноте и при низкой освещенности никто не собирался, в Sony предложили очень интересный алгоритм действий для встроенной автоматики. Если в помещении или на улице не очень светло, первым делом увеличивается выдержка, что с учетом оптического стабилизатора часто спасает ситуацию. Однако для съемки огней ночного города придумана любопытная фишка- последовательность из нескольких кадров с разными параметрами, их которых встроенный процессор Bionz на лету склеивает очень приличные снимки.

оригинал снимка

Я был приятно поражен, но в большинстве случаев, для этого нет необходимости даже фиксировать камеру, просто пуляем с рук на далекие огоньки, и тут же получаем вполне приличные снимки.

оригинал снимка

Также, благодаря большой выдержке не трудно добиться эффекта размытого движения в кадре, когда огни от фар и габаритов машин превращаются в красивые линии. Причем, заметьте, эти снимки получены в режиме полного интеллектуального автомата, по принципу наведи и жми кнопку.

Теперь о минусах — главный это ориентация. Человеку с обычным фотоаппаратом думать об этом не нужно, в силу того, что угол наклона объектива всегда совпадает с наклоном самого корпуса, здесь же это совершенно не так, и поначалу полностью дезориентирует. По привычке заваленный горизонт хочется поправить наклоном дисплея, но приходится ду мать о том, что в другой руке.

Выход из положения есть, но весьма условный. Откидные лапки позволяют крепить объектив на обычный смартфон так, как будто он является его составной частью.

Однако после моего переезда на LG Flex размаха лапок уже не хватает для того, чтобы объять 6-ти дюймовую изогнутую лопату, не говоря уже о планшете. Кстати управлять съемкой и использовать экран как видоискатель на 7-ми или даже 10-ти дюймовом гаджете тоже довольно забавно.

Теперь об особенностях, которые нужно учитывать. Как я уже говорил, внутри объектива есть слот для microSD карты. В настройках приложения можно выбрать, куда будут сохраняться сделанные снимки — во внутреннюю память или на смартфон. По умолчанию оригиналы снимков хранятся на карточке внутри гаджета, а на смартфон скидываются облегченные 2-х мегапиксельные картинки, по сути, лишь для того, чтобы составить впечателение о полученном снимке, либо быстро «запостить» его в социальные сети.

Это сделано для того, чтобы не забивать канал беспроводной передачи тяжелыми 5-7 магабайтными снимками и не замедлять сам процесс съемки, что на мой взгляд удобно и оправданно. Для скачивания оригинала, его нужно запросить его из недр гаджета отдельно, либо подключить как обыкновенную флешку к компьютеру с помощью microUSB.

Через него же, кстати аппарат и заряжается, хоть от компьютера, хоть от любого другого источника с аналогичным разъемом, а одного заряда легко хватает на пару дней практически бесконечных экспериментов. По крайней мере, мне не удалось ни разу высадить батарею в ноль, ведь накануне полной разрядки светодиод начинает мигать красным цветом.

Что же в итоге? Спустя несколько месяцев экспериментов, мое отношение к гаджету не изменилось, и он полностью оправдал и даже превзошел мои ожидания. На данный момент Sony выпустила уже два обновления прошивки, расширяющих функциональность и повышающих удобство, а значит кому-то там объективы QX нравятся тоже, и эксперименты с ними еще не окончены. Думаю, через несколько лет мы увидим подобных роботов-дронов, которые можно заборсить куда-нибудь и на расстоянии управлять съемкой…

_______________________________

Разница в оптике и качестве матриц проще всего видна на двух «кропах» идентичных снимков, снятых с похожих точек и увеличенных до одинакового уровня:

Здесь оригинальные снимки QX-10 и QX-100 для самостоятельного сравнения.

Еще один пример с зонтиком:

Оригиналы снимков для QX-10 и QX-100

⇡#Примеры тестовых снимков

Примеры фото Sony DSC-QX10

Смотреть все изображения (8)

Здесь вы можете .

Примеры фото Sony DSC-QX100

Смотреть все изображения (8)

Здесь вы можете .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
автомобильные новости
Добавить комментарий