Почему шумит ноутбук? Как уменьшить шум от ноутбука?

Всем привет! Сегодня мы поговорим о проблеме, когда ноутбук шумит, кряхтит, жужжит, шипит или издает громкие звуки во время работы. Вы должны понимать, что подобный мини-пк может шуметь при активной работе: во время игр или при обучении нейронных сетей. Некоторые ноутбуки шумят больше, а некоторые меньше – и это вполне нормально. Другое дело, когда ноутбук начал сильно шуметь в последнее время. Есть три основные причины:

  • Вентиляторы – тут все банально, чем больше греется ноутбук, тем больше прибавляется оборотов.
  • Жесткий диск – через лет 7-10 при постоянном использовании HDD, он начинает понемногу выходить из строя. При включении слышен не шум, а именно отчетливый скрежет. Он может то появляться, то исчезать.
  • CD/DVD-ром – посмотрите, не вставлен ли у вас диск в дисковод. Он может крутиться при включении или активации некоторых программ.

Обо всех причинах мы и поговорим в статье. Если у вас возникнут какие-то вопросы, или есть дополнения, то пишите в комментариях.

Чистка

Почему шумит вентилятор в ноутбуке? Тут также есть две причины:

  • Из-за перегрева или неправильного контроля со стороны системы идет повышенный оборот вентиляторов.
  • Кулер сломался или искривилась траектория поворота вентилятора, тогда можно слышать постоянный скрежет или мелкие постукивания.

В 90% случаев ноутбук гудит из-за большого слоя пыли в трубках или на кулерах. Отключаем ноутбук и вытаскиваем аккумулятор.

Теперь откручиваем все болты и снимаем заднюю крышку.

Ваша задача максимально прочистить кулеры от пыли, если вы боитесь лезть дальше, то можно попробовать пропылесосить все видимые отверстия с помощью пылесоса. Но желательно полностью снять охлаждающую систему с вентиляторами и металлическими трубками. Также нам нужно проверить термопасту, которая могла высохнуть – это может привести к тому, что вентиляторы в работе будут постоянно увеличивать обороты, но недостаточно охлаждать процессор и видеокарту.

Ещё проблема в том, что конструкция у ноутбуков разная в зависимости от производителя, а также от модели – поэтому советую посмотреть универсальную инструкцию в видео:

Если же шум остался, то скорее всего вентилятор поврежден. В таком случае можно попробовать его смазать. Но скорее всего придется менять его на новый. Смазка обычно помогает на несколько месяцев, поэтому в любом случае его нужно будет менять.



Аппаратная проверка

Если трудно понять, работает ли вентилятор, придется разбирать ноутбук и проверять его работоспособность. Перед извлечением кулера изучите инструкцию по разборке своей модели лэптопа. Если ноутбук еще на гарантии, то разбирать его не следует. Идите с проблемой перегрева в сервисный центр, чтобы не потерять гарантию из-за механического вмешательства.

Если вы всё-таки собираетесь разбирать ноутбук самостоятельно, то помните, что необязательно вытаскивать кулер из корпуса, достаточно освободить провода, чтобы можно было протестировать вентилятор на другом устройстве. Для проверки понадобится USB-кабель, у которого с одной стороны оставлен штекер, а с другой – два провода, красный (+) и черный (-). Необходимо соединить провода USB кабеля с проводами кулера – черный с черным, красный с красным. Затем USB вставляется в другой компьютер.

Если вентилятор ноутбука вращается, то причину повышения температуры необходимо искать в другом месте. Попробуйте заменить термопасту на процессоре, еще раз хорошо прочистить систему охлаждения.


Вредоносный код и хлам

В течение долгой работы как правило комп забивается ненужными программами, кэшем, а также вредоносными вирусами. Ваша задача:

  • Почистить комп от лишних программ.
  • Убрать все из автозагрузки.
  • Выключить лишние и ненужные службы, которые забивают память.
  • Очистить жесткий диск от временных файлов.
  • Проверить систему на наличие вредоносных программ.
  • Обо всем этом я уже подробно писал в отдельных статьях, так что идем туда:

    • Windows 7
    • Windows 10

    Как разобрать кулер?

    А зачем? Дешёвые и дорогие кулеры разбираются до определённого этапа: я говорю о снятии крыльчатки. Но скорее всего вы столкнётесь с ситуацией, когда сами радиоэлементы будут просто недоступны: конструкция впаяна или склеена для устойчивости, так что ДА – кулер часто неремонтопригодное устройство. Но это тема не нашей статьи.

    Где можно обнаружить богатейший выбор вентиляторов для вашего компьютера или ноутбука? На АлиЭкспресс представлен самый широкий выбор кулеров, в том числе для любой видеокарты и одиночного одиночного радиатора. С таким выбором можно поставить под охлаждение ЛЮБОЕ устройство внутри ПК. Зачем переплачивать “продавалам”, если всё то же самое можно приобрести прямо сейчас, лишь немного подождав?

    Программно

    Многие современные ноутбуки при установке стандартного ПО имеют на борту специальное приложение, которое помогает грамотно контролировать скорость оборотов винтов. Если у вас этой программы нет, или вы давно её не обновляли, то советую зайти на официальный сайт и скачать полный пак-утилит вместе с дровами.

  • Находим полное название ноутбука, которое обычно находится на этикетке аппарата.
  • Теперь заходим на официальный сайт производителя. Можно также вбить название модели в поисковик и найти нужную ссылку сразу.
  • Далее переходим на страницу поддержки и скачиваем все основные драйвера и утилиты.
  • Советую переустановить все. Если в списке не будет специальной утилиты, которая контролирует скорость оборотов кулер, то можно воспользоваться сторонними приложениями:

    • SpeedFan – удобная, понятная и самое главное, бесплатная программа.
    • AMD OverDrive – данное ПО чаще используется для разгона, но она также хорошо контролирует процесс работы вентиляторов.
    • MSI Afterburner – если у вас есть подозрение, что сильно шумит именно видеокарта, то можно попробовать это ПО.

    Ремонт/замена вентилятора

    Последнее, что может помочь пользователю, это замена или восстановление кулера. Со временем в нем могут износиться шарикоподшипники или исчерпаться смазка, в которой они перемещаются. Попробуйте снять заднюю крышку корпуса, дабы добраться до кулера, и капните в его центр (обычно приходится сдирать наклейку) густой смазывающей жидкости: солидола или литола. Если же и это не помогает, возможным вариантом развития событий будет приобретение и установка нового кулера. На необходимость его замены могут указывать:

    • скрежет вентилятора на протяжении всего срока его работы;
    • кулер не вращается от легчайшего касания его пальцем;
    • устройство шатается или люфтит.

    Совет. Если не уверены в своих силах и способностях, за помощью в очистке ноутбука от пыли, замене термопасты, кулера или его ремонта обращайтесь в специализированный центр.

    И напоследок рекомендация: для улучшения охлаждения ноутбука можете приобрести специальный столик-подставку с вмонтированным кулером, который не только сделает работу более удобной, но и будет снизу обдувать корпус холодным воздухом.

    BIOS

    В БИОС можно найти параметр «PWM», который отвечает за скорость оборотов. Его можно снизить, если вы уверены, что причина шума и гула – именно высокие обороты, а не пыль или высохшая термопаста.

    Также можно попробовать обновить BIOS – наверное, это наилучший вариант, так как в обновленной мини-ОС может быть решена эта проблема. Про обновление советую посмотреть вот эту инструкцию. Сам БИОС можно скачать с официального сайта производителя вашего ноутбука.

    Почему ноутбук шумит

    Причины того, что ноутбук начинает шуметь достаточно очевидны:

    • Сильный нагрев ноутбука;
    • Пыль на лопастях вентилятора, мешающая его свободному вращению.

    Но, несмотря на то, что все, казалось бы очень просто, имеются и некоторые нюансы.

    Например, если ноутбук начинает шуметь только во время игры, когда вы используете видео конвертер или при других применениях, активно использующих процессор ноутбука — это вполне нормально и предпринимать каких-то действий не стоит, особенно ограничивать скорость вращения вентилятора с помощью имеющихся для этого программ — это может привести к выходу оборудования из строя. Профилактическая чистка от пыли время от времени (раз в полгода), вот и все, что нужно. Еще один момент: если вы держите ноутбук на коленях или животе, а не на твердой плоской поверхности или, что еще хуже, кладете его на кровать или ковер на полу — шум вентилятора говорит лишь о том, что ноутбук сражается за свою жизнь, ему очень жарко.

    Если же ноутбук шумит и во время простоя (запущен только Windows, Skype и другие, не слишком нагружающие компьютер, программы), тут уже можно попробовать что-то сделать.

    Подставки

    Если ничего из перечисленного не помогло, а при работе все равно сильно шумит кулер, то скорее всего кулеры не справляются с охлаждением. Причем данный шум может повышаться в летнее время или в жарком помещении. Как вариант может помочь специальная подставка, которая будет грамотно уводить горячий воздух.

    Подобных подставок достаточно много. Для игровых компьютеров можно подумать прикупить подставку с вентиляторами, которые дополнительно будут уменьшать температуру процессора и видеокарты.

    Причины шума

    Пожалуй, основной причиной шума в ноутбуке является вентилятор (кулер), причем, и самым сильным его источником. Как правило, этот шум что-то вроде тихого и постоянного «гудения». Вентилятор выгоняет воздух через корпус ноутбука — из-за этого и появляется данный шум.

    Обычно, если ноутбук сильно не нагружать — то он работает практически бесшумно. Но при включении игр, при работе с HD видео и пр. ресурсоемких задач — температуру процессора повышается и вентилятору приходится начать работать в несколько раз быстрее, чтобы успевать «выгонять» горячий воздух от радиатора (о температуре процессора). В общем-то, это нормальное состояние ноутбука, иначе процессор может перегреться и ваше устройство выйдет из строя.

    Вторым по уровню шумности в ноутбуке, пожалуй, является привод CD/DVD дисков. При работе он может издавать довольно сильный шум (например, при считывании и записи информации на диск). Этот шум уменьшить проблемно, можно, конечно, установить утилиты, которые будут ограничивать скорость считывания информации, но большинство пользователей вряд ли устроит ситуация, когда они вместо 5 мин. работы с диском, будут работать 25… Поэтому совет тут только один — вынимайте всегда диски из привода, после того, как закончили с ними работать.

    Третьим по уровню шума может стать жесткий диск. Его шум часто напоминает щелчки или скрежет. Время от времени их может не быть вовсе, а иногда, быть довольно частыми. Так шумят магнитные головки в жестком диске, когда их перемещение становится «рывками» для более быстрого считывания информации. Как уменьшить эти «рывки» (а значит и уменьшить уровень шума от «щелчков») рассмотрим чуть ниже.

    Скрежет

    При загрузке системы вы слышите отчетливый скрежет. Он может то пропадать, то появляться во время работы. Также есть ещё один симптом – операционная система стала загружаться дольше. У меня был случай, когда Windows загружалась минут 10, но потом ноутбук работал нормально без каких-либо лагов и проблем. Все указывает на проблему с жестким диском. Проще всего проверить его программой Victoria HDD.

    Ничего сложного нет, просто скачиваем, запускаем программу и нажимаем на кнопку «Get SMART». В самом конце вы увидите оценку вашего жесткого диска. Если вы видите значение «BAD», то стоит задуматься, поменять жесткий диск на новый.

    Диагностика проблем

    Определить причины шума не трудно, особенно когда речь идет о перегреве.

    Гул из корпуса становится не единственным симптомом – наблюдаются зависания и торможение, устройство может самопроизвольно перезагружаться, стоит ему какое-то время проработать в ресурсоемком приложении или компьютерной игре.

    Это может случиться из-за наличия пыли и грязи внутри системы охлаждения, высохшей термопасты, затрудненного воздухообмена. Чтобы убедиться в этом, достаточно залезть внутрь корпуса.

    Куда сложнее определить проблему, если причина несет программный характер.

    Установите в систему надежную программу для сбора статистики, например, Everest. Она наглядно покажет, на каких конкретно настройках работает железо ноутбука (частоты, напряжение).

    Если вы что-то меняли до обнаружения проблемы шума – лучше все параметры вернуть к стандартным/оптимальным значениям.

    Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки.

    А с помощью этого варианта вы можете как проверить работоспособность, так и использовать рабочий, но неиспользуемый кулер в качестве вентилятора от тех источников питания, которые имеют на выходе 12 В (например, в авто). И подключаться он, кулер, будет через USB кабель. Для этого потребуется:

    • бу кабель USB от любого ненужного устройства (хороший кабель не стоит, конечно, специально портить)
    • рабочий кулер

    Здесь всё просто. От кабеля отрезаем разъём к другому устройству, оставляя сам USB коннектор. Нам нужны провода со знакомой вам цветовой маркировкой: чёрный и красный. Соединяем с соответствующими проводами кулера. Изолируем и подключаем:

    красный на красный, чёрный на чёрный

    Вот так примерно и устроены самые недорогие USB-вентиляторы. Не сдует, но побаловаться или проверить самый раз. Для проверки подойдёт абсолютно любой USB разъём типа “мама”. Этот нехитрый приём позволит вам, кстати, проверить и четырёх-пиновые кулеры: сначала соедините “черные” контакты кулера и кабеля, а затем поочерёдно присоединяйте красный провод USB кабеля ко всем контактам на разъёме кулера. Не крутится? В помойку.

    Предупреждаю. Надолго крутящийся вентилятор, питающийся таким способом, не оставляйте! Способ указан только для проверки работоспособности.

    Успехов.

    РубрикаЖелезякаПочему браузер Хром тормозит Windows?

    Устройство кулера компьютера.Содержание

    Проверить кулер ноутбука на работоспособность можно с помощью программы SpeedFan или подключения к другому компьютеру. Обнаруженные проблемы в работе вентилятора необходимо устранить как можно скорее, чтобы избежать перегрева компонентов.

    Чистим и смазываем.

    Что может мешать лопастям вентилятора раскручиваться? Куски пыли или обвисшие провода. Если от первой причины легко избавиться чисткой, продувкой и последующей смазкой, то второй вариант часто сопровождается характерным звуком. В любом случае на вентилятор следует взглянуть напрямую. Мусор может попасть и внутрь механизма, заклинив движитель. Диагностируем легко – пальчиком по лопастям, придавая вращение. Если сопротивление пальцам не оказано, лопасти легко вращаются, абзац пропускайте. А пока просто чистим (кисточкой или сжатым воздухом). По необходимости смазываем.

    Отдираем наклейку в части входа проводов питания и вынимаем резиновую заглушку по центру, защищающую механизм:

    Сразу обратите внимание на места пайки проводов к плате. Если вы обладатель 4-х проводного кулера, лучше сразу почистить это место ненужной зубной щёткой или зубочисткой – часто там контактам просто тесно:

    это называется “продорожить”

    Набираем на кончик отвёртки, зубочистки и т.д. масло (подойдёт любое техническое, растительное из кухни быстро высыхает, оставляя после себя грязь) и промакаем механизм по центру, вращая пальцем лопасти. Так несколько раз:

    ну, у меня-то маслёнка есть давно для этих целей

    Заглушку и наклейку лучше вернуть на место, чтобы пыль сюда не попадала.

    Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора

    Если с электропроводкой все в порядке, переходим к другому оборудованию. Сначала проверим предохранитель вентилятора охлаждения. Обычно он расположен в под капотом автомобиля и имеет маркировку F7. Проверяем его тем же автомобильным тестером. Если предохранитель исправен, идем дальше. Ищем реле включения вентилятора. Оно находится под крышкой правой панели центральной консоли. Там располагаются три реле. Определить нужное поможет руководство пользователя автомобиля, так как у разных моделей разное расположение.

    Но как проверить реле? В «походных» условиях определить его работоспособность практически невозможно. Проще взять соседнее реле (если его параметры совпадают) и установить его в нужное гнездо.

    Меняем предохранительный клапан

    Существует еще одна неисправность, которая может привести к сбою в работе системы. Если не срабатывает вентилятор охлаждения даже после подтверждения работоспособности всех перечисленных элементов цепочки, стоит проверить предохранительный клапан на расширительном бачке.

    Роль этого клапана заключается в поддержании рабочего давления в системе выше атмосферного. Это нужно для того, чтобы вода, входящая в состав охлаждающей жидкости не закипала при нагревании до 100 0 С. При выходе из строя предохранительного клапана давление в системе выровняется с атмосферным, и жидкость закипит, достигнув температуры кипения воды.

    Датчик включения, как уже было сказано, может включиться лишь при 105-107 0 С. Таким образом, наша охлаждающая жидкость будет кипеть, но вентилятор работать не будет.

    Как же проверить В домашних условиях это невозможно. Проще купить новый клапан, тем более что стоит он копейки.

    Напоследок ознакомьтесь с полезными советами, которые позволят вам если не избежать проблем со своевременным включением вентилятора охлаждения, то, по крайней мере, хоть немного исправить ситуацию.

  • Систематически проверяйте работу всех элементов системы охлаждения. Обращайте внимание на показатели температуры ОЖ на панели приборов, а также прислушивайтесь, включается ли вентилятор.
  • Следите за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Вовремя производите ее замену.
  • Минимум один раз в год промывайте крышку расширительного бачка под струей проточной воды. Такое решение позволит продлить жизнь предохранительному клапану.
  • При малейшем сбое в системе охлаждения прекратите движение и примите меры по устранению неисправностей.
  • Если не работает вентилятор охлаждения по причине выхода из строя датчика, предохранителя или реле, и эта неисправность застала вас в пути, отключите датчик (для инжектора) или подключите электропривод напрямую к бортовой сети (для карбюратора). Так вы сможете доехать до ближайшей станции технического обслуживания без риска перегрева двигателя.
  • При возникновении неполадок в функционировании системы охлаждения первым делом следует проверить работу кулера. В большинстве случаев подобные проблемы связаны именно с данной деталью. Чтобы проверить исправность кулера ноутбука вам не потребуются особые знания или специальное оборудование. Это можно сделать в домашних условиях следующими способами:

    • При помощи программы SpeedFan;
    • Путем подключения к другому устройству;

    При обнаружении каких-либо проблем с системой охлаждения, рекомендуется как можно быстрее устранить их для предотвращения перегрева и последующего выхода из строя комплектующих. Представленные ниже способы подходят для ноутбуков самых разных фирм: samsung, acer, asus, hp, lenovo, поэтому можете не переживать на счет совместимости.

    Что делать, если вышел из строя вентилятор

    Как мы сказали выше, система охлаждения ноутбука состоит, грубо говоря, из двух частей:

    • Вентилятор (кулер).
    • Медные трубки, радиатор и другие компоненты теплоотвода.

    Выход один из этих частей приводит к бесполезности системы охлаждения. В вентиляторе есть подшипник, который может заклинить – характерный звук треск или дребезжание. Современные ноутбуки в BIOS имеют возможности, при которых на экране будет выдаваться ошибка в случае неисправности системы охлаждения, в данном случае, кулера. Можно проверить и другим способом – поднесите руку к отверстию на ноутбуке. Если воздух не выходит, значит вентилятор вышел из строя.

    Причиной плохого отвода могут стать и медные или алюминиевые трубки, которые должны отводить тепло к радиаторной решетке. Возможно, что вентилятор работает, но какой смысл, если выводится горячий воздух не будет. Такая проблема еще более опасна, чем поломка вентилятора, ведь из-за сильного перегрева может сгореть процессор и прочие комплектующие.

    Как же исправить проблему медной трубки? Выход только один – замена. Бывает, что приходится заменять всю систему охлаждения. Это будет проще, если она съемная, а ведь бывают случаи похуже.

    Тестируем датчик включения вентилятора

    Следующей причиной, по которой не работает вентилятор охлаждения, может стать неисправный датчик. Случаи выхода из строя этого элемента не так уж и редки. Точно определить, что сломался именно датчик, можно лишь в автомобиле с инжекторным двигателем. Если отключить его от питания, электронный блок управления воспримет это как неисправность системы, и запустит вентилятор в аварийном режиме.

    Проверка осуществляется следующим образом. Прогреваем автомобиль, пока не достигнет 100 0 С, после чего глушим двигатель, поднимаем капот и отключаем датчик, рассоединив на нем разъем. После этого запускаем двигатель. Если вентилятор включится, значит, проблема в датчике.

    К сожалению, подобная проверка невозможна в автомобилях с карбюраторными двигателями. Здесь определить работоспособность датчика включения вентилятора можно, лишь заменив его новым и прогрев двигатель до рабочей температуры.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    автомобильные новости
    Добавить комментарий