Введение

Компания Spritz — Бостонская компания, которая занимается продвижением в массы, а точнее, в сеть, собственного способа быстрого чтения, который, как оказалось в ходе его тестирования, действительно удачный. Над стартапом работают одни из лучших специалистов в области технологий продуктивного чтения, что говорит о качестве технологии. Но одна из главных задач разработчиков — экономия времени на чтении. Из чего складывается время чтения? Не задумывались? Переход от слова к слову, перелистывание, движения головой, глазами и, конечно, сама скорость чтения, о которой мы поговорим позже. Остановимся пока на на наших движениях.

Пока мы читаем, мы постоянно передвигаем глаза и меняем положение головы. Кажется, что это не отнимает никакого времени чтения, однако, нет. А вот тут и проявляется принцип работы Spritz. За счет того, что перед вами «выскакивают» слова и выделена определенная буква (RedLetter™) в определенном месте (Optimal Recognition Point™), вы не делаете никаких движений головой. В результате чего, вы читаете текст, как смотрите фильм. Сейчас компания старается интегрировать свою технологию в некоторые сайты, социальные сети, апдейты ридеров и привлекает разработчиков для создания приложений под Android OS.

Прочитав текст выше, многие заинтересовались использованием Spritz. Предупреждаю, на данный момент нет приложений-ридеров PoweredBySpritz для операционной системы Android, хотя есть email-клиент в магазине приложений Samsung, который использует данную новинку. Но я подскажу вам, как и что применять для того, чтобы использовать Spritz на вашем девайсе.

Принцип работы Spritz

Если вы собираетесь охватить “Тихий дон” М.Шолохова с телефона, то это трудно назвать удачной идеей. Однако ее вполне можно реализовать. Такая возможность появилась у пользователей с приложением Spritz. После выхода оно произвело фурор. В частности после сенсационной новости о том, что в компании Samsung предустанавливают программу на свои Galaxy S5.

Метод чтения спритцем удивительно простой: программа разграничивает текст на отдельные слова и демонстрирует их пользователю по одному, чтобы он сосредотачивался четко на середине слова. Выходит, что человек тратит минимум времени, чтобы двигать глазами. Обратное происходит, если читать обычным способом.

Основа технологии — метод быстрой визуальной последовательности (RSVP). Создатели уверяют, что этот метод помогает ускорить процесс чтения и не теряется способность хорошо усвоить текст. В итоге человек может прочитывать со скоростью до 1000 слов за минуту(!). Кстати, не важно с какого экрана вы читаете: пользоваться Spritz можно с небольшого гаджета, например smart watch.

Использование

1. Операционная система Android

Первым делом советую вам воспользоваться сайтом Readsy.co, который и предназначен для того, чтобы читать все, что можно, используя Spritz. Вставляйте ссылки, используйте встроенный редактор, загружайте текстовые файлы, копируйте и вставляйте нужный вам текст. Интерфейс интуитивно понятен, значит и проблем не должно возникнуть. Стоит отметить один момент. Для того, чтобы использовать скорость чтения свыше четырехсот слов в минуту, необходимо создать аккаунт Spritz. Процедура выполняется через API.

Существует такое приложение, как «Скорочтение», которое выполнено, скорее всего, с использованием данной технологи, но, разработчик об этом умалчивает (возможно, нарушены авторские права, так что качаем с сайта, на всякий случай). Приложение имеет весьма богатый функционал, о котором вам лучше узнать из инструкций к самому приложению, дабы не растратить интерес.

Откуда брать сами тексты, спросите вы. Не копировать же нужный текст по странице, да? Для того, чтобы заполучить книгу с текстом на одной HTML-странице, перейдите на сайт lib.ru. Копируйте текст нужной книги, вставляйте и читайте с удовольствием.

2. iOS-устройства

Вы также можете воспользоваться сайтом Readsy.co, а если хотите заполучить моднейшее окошечко прямо поверх сайта, то вот инструкция по реализации: Для начала сохраняем эту страницу в закладки, дав ей имя, например, Sprizlet. Копируем вот этот код:

javascript:(function(){function loadScript()%7Bvar script=document.createElement(%27script%27);script.setAttribute(%27type%27,%27text/javascript%27);script.setAttribute(%27charset%27,%27UTF-8%27);script.setAttribute(%27async%27,%27true%27);script.setAttribute(%27src%27,%27https://sdk.spritzinc.com/js/1.2/bookmarklet/js/SpritzletOuter.js%3F%27+(new Date().getTime()).toString().substring(0,7));document.documentElement.appendChild(script);script.onload=script.onreadystatechange=function()%7Bvar rs=script.readyState;if(!rs || rs===%27loaded%27 || rs===%27complete%27)%7Bscript.onload=script.onreadystatechange=NULL;Spritzlet.init();}};}if(window.Spritzlet)%7BSpritzlet.activate();}else%7Bwindow.Spritzlet=window.Spritzlet ||%7B};window.Spritzlet=%7Borigin:window.location.protocol+%27//%27+window.location.host,loaderVersion:1.0};loadScript();}})();

«Идем» в закладки, нажимаем кнопку «изменить». Во втором поле и вставляем этот код. Сохраняем закладку. Теперь, когда вы захотите прочитать какую-либо новость, вы можете просто открывать эту закладку во время просмотра страницы.

Помимо этого, для яблочных устройств существует ряд приложений, позволяющий использовать Spritz в различных направлениях:

ReadMe! ($1.99) — ePub-ридер, который показался мне не совсем удобным в плане работы с литературой на русском языке.

Quickipedia ($0.99) — очень интересное приложение, позволяющее читать статьи с огромной скоростью.

RapidReader ($0.99) — еще один аналог онлайн-приложения Readsy, только стоит $3.

BibleGist (бесплатно) — приложение, позволяющее читать Библию при помощи Spritz.

3. Десктопные браузеры

С первым пунктом все ясно. Снова Readsy.co, но вы же хотите использовать подобное окошечко, что и пользователи iOS-устройств? Так вот. Переходим на эту страницу и перетаскиваем кнопку «Spritzlet» на панель закладок в вашем браузере. Итог: окошечко Spritz поверх нужной вам страницы.

4. Windows Phone

Увы и ах, но для устройств под управлением данной ОС какие-либо приложения подобного типа отсутствуют. Но, извините за повторения, используйте Readsy.co.

Упражнения для первоклашек

Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни.

За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома.

Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой.

По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу.

Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически.

Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:

Автоматизированное чтение слогов

Скачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу. Например, такую:

С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита.

Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, сначала строчки произносят хором, потом индивидуально.

Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки.

Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.

Хоровое чтение

Используется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.

Комплекс заданий

Включает в себя следующие упражнения:

  • многократное чтение на скорость и время;
  • Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту.

    После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились. Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.

  • чтение в хорошем темпе;
  • Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.

  • знакомство с новым текстом и чтение его с выражением;
  • Для уроков лучше брать такие тексты, которые невозможно бегло прочитать за минуту. У детей должен оставаться кусочек нового материала для тренировки быстрочтения. Незнакомую часть текста читайте хором, быстро, но с выражением.

    Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель.

    Задание «Буксир»

    Лексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча.

    Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же.

    Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.

    Прыжок-остановка

    Упражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.

    Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать. Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память.

    Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.

    Половинка

    Подготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки.

    Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное.

    Правильно проведенный урок развивает фантазию, память.

    Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти.

    А вот еще один интересный способ, который очень прост и в тоже время эффективен.

    Собственные ощущения

    Действительно, читать при помощи Spritz весьма удобно. Данная технология экономит время, увеличивая скорость чтения, плюс, сконцентрировавшись на тексте, дабы уловить нить повествования, отвлекаешься от внешних раздражителей (сообщений в чатах, например). Порой, бывают неудобства при встрече с объемными словами, но, тут ничего поделать нельзя (слова просто могут не уместиться в окошечко). Это заметный минус, но есть кнопка перемотки текста. Читать объемные произведения можно при помощи данной технологии, но порой затруднения происходят с определением речи героя произведения. Не всегда можно увидеть, кому принадлежит текст. Здесь, конечно, выигрывают обычные книги. Но, при очень ограниченном времени, Spritz действительно выручает.

    От простого к сложному

    Тренировка скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.

    Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. Постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.

    Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.

    Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.

    Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.

    Особенные упражнения

    Расширение поля зрения

  • Таблица Шульге.
  • Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы:

    Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.

  • Клиновидные таблицы.
  • Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.

    Подавление регрессии

    Возврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:

  • Указывайте направление чтения.
  • Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.

  • Закрывайте прочитанный текст.
  • Подготовьте для ученика специальную закладку. Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.

  • Проверяйте скорость постоянно.
  • Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.

    Подавление артикуляции

    Младшие школьники часто не могут читать про себя без проговаривания слов губами, даже бесшумно. Это неприемлемо для скоростного чтения. Артикуляцию необходимо подавить. Методика скольжения глаз по тексту тренируется следующим образом:

  • музыкальное сопровождение;
  • Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.

  • «Шмель»;
  • Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.

  • ритм;
  • Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.

  • замок;
  • Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью.

    Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного.

    Упражнения на корректировку внимания и концентрации

    Без высокого уровня внимания невозможно читать быстро и одновременно понимать, о чем текст, выделять главное. Для корректировки внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения:

  • Составляем слова.
  • Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.

  • Находим отличия.
  • В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.

  • Меняем шрифты.
  • Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.

  • Путаем слова.
  • Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.

  • Отмечаем главное.
  • После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.

  • Включаем в работу оба полушария.
  • Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.

  • Загадываем загадки.
  • Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.

  • Называем цвета.
  • Используйте такое поле:

    Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.

    Развитие анципации

    Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:

  • текст вверх тормашками;
  • Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.

  • линейка;
  • Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.

  • половинки;
  • Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает.

    Тренировка памяти

  • визуальный диктант;
  • Ребенку дают текст для прочтения. Затем закрывают от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводят 7–8 секунд, ребенок записывает по памяти. Таким образом поэтапно текст перерабатывается полностью.

  • цепочка;
  • Читаем слова на одну тему. Например, лес – дерево – шишка – медведь и т.д. Школьник слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех–пяти слов, постепенно увеличивая до десяти–двенадцати.

  • ремонт слов;
  • Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.

    Чтение в паре со взрослым

    Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий:

  • чтение одновременно с родителем;
  • Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.

  • эстафета;
  • Взрослый и ребенок постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следит, потом наоборот.

  • хвостик;
  • Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, отставая на три-четыре слова. У параллельного воспроизведения вслух есть минус: голоса мешают друг другу. Читать нужно шепотом или вполголоса.