Устройство для намотки поливочного шланга

Весна и начало этого лета отличились в наших краях прекрасной погодой. Сухие и жаркие дни радовали отдыхающих, а от любителей «отдохнуть» на дачном участке требовали частых поливов, высаженных своими руками растений. Полив грядок и наполнение различных емкостей для нагрева воды требуют постоянного общения с поливочным шлангом. То размотай 20 метровый шланг, то смотай его обратно. А он постоянно скручивается и переламывается, да еще и не всегда чистый.

Как известно, часто лень является двигателем прогресса. Это и подтолкнуло, в свободное время, изготовить устройство для быстрой и легкой намотки (и размотки) рулона поливочного шланга, а также компактного его хранения. В случае возникновения в Вашем хозяйстве аналогичной задачи, предлагаю рассмотреть приведенный вариант изготовления простого и прочного устройства для намотки шланга. Огородный сезон проходит, но — готовь сани летом, а вспомогательное устройство – как время найдется.

Материалы
Материалом для самоделки может служить металлический прокат (круг диаметром 6…8мм, квадрат, полоса, тонкостенная труба).
Заготовкой для изготовления представленного устройства послужила стальная полоса толщиной 2…3 мм и шириной 24 мм, сформированная для жесткости в виде полумесяца.
В качестве вспомогательного материала использовалась пластмассовая водопроводная труба.

Рассчитываем размеры барабана для намотки шланга.
Они зависят от наружного диаметра шланга, его длины, жесткости, плотности намотки и предпочитаемых пропорций намоточного барабана (соотношение диаметра и ширины). В принципе, барабан имеет форму катушки – цилиндр, по краям ограниченный боковыми плоскостями большего диаметра.

В зависимости от длины используемого шланга, определим для себя габариты барабана.

1. Назначим предварительную величину наружного и внутреннего диаметра барабана (например, наружный диаметр D = 400мм, внутренний диаметр d = 200мм).
2. Ориентировочно рассчитаем количество образующихся витков шланга на барабане, при выбранных размерах. Для этого, разделим длину шланга на среднюю длину одного витка С1. С1 = (d1 * 3,14), где d1- средний диаметр рабочей части барабана. d1 = (D + d)/2 (например, (400 + 200) / 2 = 300 мм).
При длине шланга 20м, количество витков шланга на барабане будет 21 (20000 / (300*3,14) = 21).
3. Остается определить ширину барабана. Измерим диаметр шланга (например, 25мм). Рассчитаем количество витков шланга, намотанных в один ряд, в плоскости радиуса барабана. Для этого, определим величину рабочего участка барабана b1 = (D — d)/2, b1 = (400 – 200)/2 = 100мм.
Затем количество витков шланга в одном радиальном ряду — 100мм/25мм = 4 витка. Следовательно, все витки шланга (21) разместятся на барабане в 6 неполных рядов
(21 / 4 = 5,25). Оставшееся свободное место облегчит намотку и укладку шланга.
В результате, ширина внутренней части барабана будет составлять 6 * 25мм = 150мм.
При необходимости, изменяя исходные размеры диаметров барабана, по приведенной выше методике, находим оптимальные пропорции устройства.

Изготовление

1. Изготовим обод барабана.
Отрезаем две заготовки нужной длины. Длина рассчитывается по известной формуле: С = 3,14 * D. В формуле: C – длина окружности (заготовки); D – наружный диаметр барабана (обода).
Если гибочный станок или приспособление в хозяйстве отсутствуют, воспользуемся подручными средствами. Небольшими участками, последовательно, используя слесарные тиски, вручную загнем заготовку (полосу) в обод барабана.

Для контроля плоскостности и максимального приближения заготовки к окружности, в качестве шаблона, используем диск автомобильного колеса. Зазор между диском и установленной в его отбортовку (закраину) заготовкой, явно показывает места необходимой корректировки геометрии обода. Правкой заготовки, доводим обод до необходимых размеров.

Использование в работе диска автомобильного колеса, существенно помогло в изготовлении устройства. Закраина диска использовалась в качестве шаблона, окна диска помогали при гибке и правке заготовки обода, диск в целом служил в качестве сварочного кондуктора при сборке барабана.
Диаметр обода, определяемый автомобильным диском, составляет 360 мм. Так как этот размер несколько отличается от расчетного диаметра (длина заготовки отрезалась в расчетный размер, а диск появился при изготовлении обода), заготовка обода на фото, имеет неполный контур. Поэтому, в дальнейшем, изготовляемый обод пришлось комплектовать дополнительным элементом того же радиуса.

2. Сварка обода барабана.
Устанавливаем и закрепляем в закраине автомобильного диска, заготовку обода барабана, а затем и дополняющий элемент, после подгонки его по длине. Выполняем предварительную прихватку деталей дуговой сваркой. Снимаем заготовку с диска, правим при необходимости и выполняем окончательную сварку.
Повторяем операции на втором ободе.

3. Сборка намоточного барабана
В качестве оси для намоточного барабана используем отрезок стальной тонкостенной трубы 35 х 1 (1,5) мм. Длина оси должна превышать ширину барабана на 20…30 мм. По разнице между внутренним диаметром обода и наружным диаметром трубы оси определяем длину трех одинаковых спиц для барабана. Отрезаем их от имеющейся заготовки.

Используя диск в качестве сварочного кондуктора, установим обод в закраину с лицевой стороны диска. Заготовку оси центрируем и закрепляем прокладками в центральном отверстии диска. Равномерно распределяем по окружности спицы барабана и укладываем их на диск между ободом и осью. Речной песок, находящийся под диском, значительно упростит установку и выверку оси по высоте, при подготовке конструкции к сварке.

Выполним сварку элементов.

Вторую сторону барабана выверим и сварим аналогично, расположив всю конструкцию над автомобильным диском.
Внутренний диаметр барабана образуется отрезками заготовки, равными по длине рабочей (расчетной) ширине барабана. Эти заготовки располагаются и привариваются между спицами конструкции.

Для уменьшения усилий при намотке шланга и шума при работе, установим в полую ось барабана подшипник скольжения. Его можно изготовить из отрезка пластмассовой водопроводной трубы наружным диаметром 32 мм. Эта заготовка плотно забивается в ось барабана. Если найдется пластмассовая труба б/у, то желательно использовать ее часть, где приварена полумуфта с имеющимся фланцем для установки крана. Эта часть трубы будет служить упором для оси и опорой барабана в дальнейшем.

4. Изготовление основания для установки барабана.
Основание необходимо для установки на него барабана при намотке и разматывании рулона поливочного шланга.
Основание состоит из трех прямолинейных отрезков от имеющейся заготовки, равных по длине диаметру барабана. Заготовки, с помощью сварки, соединяются в треугольник.

К двум вершинам треугольника привариваются отрезки металлической трубы 1/2…3/4 дюйма, выступающие вниз на 20…30 мм. (см. фото). Они будут использоваться при работе, в качестве грунтозацепов.

К третьей вершине треугольника, перпендикулярно его плоскости, приваривается длинный отрезок металлической трубы. Он является осью основания и предназначен для установки на него барабана.

Диаметр трубы подбирается приближенно к внутреннему диаметру подшипника оси барабана (внутренний диаметр пластмассовой водопроводной трубы).

Длина оси основания примерно равна длине подшипника. Нижняя часть оси, также выступает вниз, за плоскость треугольника, на 20…30 мм.

5. Собираем устройство для намотки шланга.
Устанавливаем барабан на ось основания и проверяем свободу его вращения.

6. Для удобства работы при намотке шланга, изготовим рукоятку.
Для рукоятки используем отрезок пластмассовой водопроводной трубы диаметром 25 мм.

В месте соединения одной из спиц с обручем, перпендикулярно к спице, приварим отрезок арматурного прутка диаметром 8…12 мм и длиной 120…140 мм. Свободный конец прутка наплавим сваркой в форме головки заклепки. Подгоним размер головки до диаметра, несколько превышающего внутренний диаметр подготовленной пластмассовой трубки. Подгоним длину трубки, по получившейся после сварки длине прутка – оси рукоятки. Ударами молотка посадим трубку на ось рукоятки. Проверим свободное вращение трубки на оси рукоятки.

7. Использование устройства.
Поставим основание в нужном месте участка и установим на него барабан. Заведем конец шланга под перемычку.

Прижав ногой свободную сторону треугольника основания, вращаем барабан за рукоятку и сматываем шланг.

Для размотки шланга достаточно легко потянуть за его свободный конец. При этом шланг не скручивается и не имеет переломов.
Барабан с намотанным шлангом снимается с основания и хранится отдельно, имея при этом минимальные размеры.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
автомобильные новости
Добавить комментарий