Пуско-зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Для пуска двигателя автомобили оснащены аккумуляторной батареей (АКБ). При запуске можно столкнуться с неожиданностью – аккумулятор оказывается разряженным и не обеспечивает пуска. Чаще всего с подобным можно столкнуться в холодное время года. Емкость аккумулятора падает при низких температурах (потеря может достигать 40%), не исключено также, что случайно всю ночь оказались включенными фары, что и привело к разряду. Обычно при падении напряжения аккумулятора ниже 9 В стартер уже не запускается или прокручивается с недостаточной скоростью. В данной статье пойдет речь о пуско-зарядном устройстве для автомобильного аккумулятора, но сначала все способы решения проблемы севшей батареи.

В подобных случаях вариантов немало:

    начать заряжать аккумулятор от сети 220 В зарядным устройством, для чего аккумулятор придется нести к ближайшей доступной электророзетке; на полный заряд уйдут часы, подзаряд разряженной батареи может занять от 5 до 20 минут, в зависимости от глубины разряда АКБ, степени исправности батареи, и типа двигателя (его рабочего объема);
    «прикурить» от другого автомобиля (на что хозяева других автомобилей идут неохотно ввиду связанных с этим рисков);
    завести автомобиль путем буксировки;
    завести автомобиль от стационарного или портативного «прикуривателя» — пуско-зарядного устройства (ПЗУ).

Содержание

    1 Что такое пуско-зарядное устройство2 Виды пуско-зарядных устройств
      2.1 Трансформаторные ПЗУ2.2 Импульсные ПЗУ2.3 Аккумуляторные ПЗУ2.4 Конденсаторные устройства

    3 Обзор популярных моделей ПЗУ и их выбор4 Правила обращения с ПЗУ

      4.1 Интересные материалы

Что такое пуско-зарядное устройство

В отличие от больших и тяжелых ПЗУ недавнего прошлого, современные ПЗУ обладают малыми габаритами и выполнены с использованием самых современных технологий. Они позволяют восстанавливать батареи разных типов – гелевые, сухие и свинцовые, и обычно оснащены защитой от коротких замыканий и перегрузок.

ПЗУ рассчитаны на 2 режима работы:

    обычная зарядка аккумулятора;
    запуск автомобиля при полностью разряженном аккумуляторе.

Виды пуско-зарядных устройств

ПЗУ можно классифицировать по их возможностям и принципу работы. По своим возможностям, укомплектованности и конструктивным особенностям ПЗУ делятся на 3 группы:

    бытовые;
    профессиональные;
    комбинированные.

Из этих 3 типов самыми простыми является бытовые. По сути, это зарядные устройства с ограниченными функциями, без встроенного аккумулятора. Позволяют зарядить батареи малой емкости легковых автомобилей, микроавтобусов или «Газели».

Профессиональные ПЗУ более мощные, и позволяют одновременно заряжать несколько АКБ. Им свойственны большой вес и большая стоимость. Встроенный аккумулятор позволяет даже выполнять сварочные работы.

Наиболее широкие возможности у комбинированных ПЗУ. Благодаря наличию встроенного аккумулятора они позволяют производить запуск транспортного средства с полностью разряженными аккумуляторами.

По принципу работы ПЗУ делятся на 4 типа:

    импульсные;
    трансформаторные;
    аккумуляторные;
    импульсные.

Кабели ПЗУ обладают достаточным сечением, чтобы выдержать пропускаемые токи, и снабжены зажимами типа «крокодил» для подключения к другой батарее аналогичного напряжения. Зажимы изолированы во избежание случайного короткого замыкания. Обычно зажимы отличаются цветом для распознавания полярности – черный для (–) и красный для (+).

Трансформаторные ПЗУ

Подобные ПЗУ исторически появились первыми, они и самые простые по устройству. Схема ПЗУ включает в себя мощный трансформатор, диодный мост для выпрямления напряжения, регулятор выходного тока и амперметр для его контроля. Обычно эти ПЗУ не поддерживают автоматическое регулирование выходного тока, и его приходится регулировать вручную.

Трансформаторные ПЗУ воздействуют напрямую на стартер и способны запустить автомобиль с полностью разряженной АКБ. Эти ПЗУ дорогие и имеют большой вес.

Импульсные ПЗУ

Импульсные ПЗУ гораздо компактнее трансформаторных, и в настоящее время наиболее популярны. В импульсных ПЗУ напряжение сети вначале выпрямляется, а затем преобразуется в напряжение высокой частоты, которое понижается трансформатором, после чего выпрямляется и используется для заряда аккумулятора или пуска двигателя. Малые габариты и вес ПЗУ обеспечиваются тем, что понижающие трансформаторы, работающие на высокой частоте, более экономичны по габаритам и весу. ПЗУ этого типа обладают высоким коэффициентом полезного действия (до 90-98%).

К недостаткам можно отнести то, что импульсные ПЗУ являются источником высокочастотных помех для работающих поблизости электронных устройств, также они хуже работают на морозе, чем трансформаторные.

Аккумуляторные ПЗУ

В ПЗУ встроены аккумуляторы, и устройства прежде использования нуждаются в подзарядке. Как правило, ПЗУ подобного типа портативные, их использование напоминает подключение к другой АКБ с целью «прикуривания» и запуска своего стартера.

Основной элемент подобных ПЗУ – батарея литий-ионная, литий-полимерная, или не требующая обслуживания свинцово-кислотная. Эти батареи при малом весе и габаритах (на 90% меньше своих кислотных эквивалентов) обеспечивают очень большой разрядный ток при компактных размерах, их емкости достаточно для пуска двигателя с полностью разряженным аккумулятором, т.е. холодный двигатель запускается напрямую от ПЗУ, с отключением своего собственного аккумулятора. Обычно для запуска двигателя емкостью 2 л требуется ПЗУ, обеспечивающее ток 200 А.

Полностью заряженное аккумуляторное ПЗУ способно обеспечить от 10 до 20 циклов работы стартера, в зависимости от емкости встроенного аккумулятора.

Конденсаторные устройства

В последние годы на рынке появились конденсаторные ПЗУ, что стало возможным благодаря появлению суперконденсаторов сверхвысокой энергоемкости. Основное преимущество суперконденсаторов — их способность накапливать мощный электрический заряд, что обеспечивает последующий мощный импульсный разряд на стартер, при этом пусковой конденсатор обеспечивает первоначальный ток разряда порядка нескольких сот ампер за счет своей высокой электрической емкости, достигающей сотен фарад.

Эти ПЗУ наименее практичны, дороги, велики по размерам в сравнении с аккумуляторными ПЗУ, и по указанным причинам не очень распространены; до своего использования требуют зарядки.

Их преимущество заключается в том, что конденсаторы ПЗУ могут быть заряжены в отсутствие сети переменного тока от практически полностью разряженного автомобильного аккумулятора, неспособного «крутнуть» стартер, но сохраняющего на клеммах напряжение 12 В в отсутствие или при малости нагрузки. Так, в качестве примера, если стартер требует для пуска ток 300 А в течение 4 секунд, а разряженный аккумулятор способен заряжать конденсатор лишь током 5 А, то за время, в 300/5 = 60 раз большее, т.е. за 4 минуты, конденсатор ПЗУ способен зарядиться до напряжения 12 В, и окажется в состоянии запустить двигатель. Заряженное конденсаторное ПЗУ обеспечивает однократную работу стартера, после чего вновь требует зарядки.

Конденсаторные ПЗУ не обязательно держать заряженными, они не испортятся, как АКБ, от глубокой разрядки, легко переносят низкие температуры.

Обзор популярных моделей ПЗУ и их выбор

Для автомобилиста-любителя наибольший интерес представляют аккумуляторные портативные ПЗУ, ниже рассматриваются 5 подобных устройств со сравнением их характеристик.

Тип ПЗУ
Berkut Smart Power SP-4500
Carku E-Power 5
D-Lex Powerbank
Neoline Jump Starter 140
Ресанта ПУ-1

Емкость аккумулятора ПЗУ, А-ч
4,5
12
12
14
7

Напряжение, В
5 и 12
5, 12 и 19
2 х 5 и 12
5, 12 и 19
12

Ток, А
200-400
200-400
200-400
200-400
250


Если вы решили купить пуско-зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, не следует приобретать устройство, работающее в вашем автомобиле на пределе возможностей, его следует выбирать с запасом в 10-15% по току.
Некоторые типы ПЗУ могут самостоятельно определять полярность батареи прежде подачи напряжения на двигатель, что исключает повреждение вследствие неправильного по полярности подключения. Эти ПЗУ могут заряжать также и другие электронные устройства (мобильные телефоны, планшеты).

Обычно ПЗУ оснащены светодиодным фонариком, защитой от глубокой разрядки, перегрузки и перегрева, защитой от подключения в обратной полярности.

Цена пуско-зарядного портативного устройства для автомобиля варьируется от нескольких тысяч для простых портативных устройств до 11-12 тысяч для конденсаторных ПЗУ.

Правила обращения с ПЗУ

При физическом повреждении, низком уровне электролита АКБ невозможно зарядить, а при ее замерзании и попытке заряда даже существует опасность взрыва.

Если ПЗУ подключается к батарее для зарядки, ее необходимо отключить от бортовой сети автомобиля. Прежде подключения ПЗУ к батарее необходимо проверить уровень электролита в ней, и лишь после этого подключить клеммы, выбрать режим и включить устройство.

Более подробные правила обращения с ПЗУ изложены в инструкции по эксплуатации, их соблюдение позволит вам длительно поддерживать работоспособность автомобильного аккумулятора, и выручит в затруднительной ситуации.

Источник: turboracing.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
автомобильные новости
Добавить комментарий