Система электрооборудования давно стала неотъемлемой частью автомобиля, без нормального функционирования которой невозможно не то что движение – даже разблокировка дверей для доступа в салон. Подобная ситуация зачастую возникает при глубоком разряде аккумуляторной батареи, вызванном высокими токами утечки.
Кроме того, утечка тока способствует ускоренному износу электрооборудования, в первую очередь – АКБ, в которой из-за постоянного глубокого разряда существенно ускоряется сульфатизация свинцовых пластин. Попробуем разобраться, какие причины могут вызвать утечку тока и как определить ее с помощью обычного бытового мультиметра.
Содержание
- 1 Основные причины утечки2 Диагностика утечки мультиметром3 Поиск неисправных или неправильно подключенных потребителей4 Видео: как обнаружить утечку тока в автомобиле
- 4.1 Интересные материалы
Основные причины утечки
Все утечки, возникающие в автомобиле, можно условно разделить на нормальные и дефектные. К первой группе относятся токи, вызванные работой штатных систем в состоянии покоя, например, сигнализацией, а также возникшие вследствие разности потенциалов статического электричества и «минуса» АКБ, соединенного с массой автомобиля. Подобные утечки почти неизбежны и обычно несущественны – от 20 до 60 мА, иногда (в крупных автомобилях, напичканных электроникой) – до 100 мА.
Дефектные утечки предполагают куда более сильные токи (от сотен миллиампер до десятков ампер) и обычно являются следствием следующих проблем:
-
плохая фиксация, загрязнение или окисление контактов;
короткие замыкания внутри приборов (например, в витках обмоток);
короткие замыкания во внешних цепях (обычно сопровождаются искрением и нагревом, что трудно не заметить);
неисправности электрооборудование;
неправильное подключение опциональных приборов (аудиосистем, систем обогрева, видеорегистраторов и т. п.), в том числе, подключение в обход замка зажигания.
Чем выше ток утечки, тем более быстрым будет разряд аккумуляторной батареи, в особо запущенных случаях он займет несколько часов. Поэтому важно вовремя диагностировать утечку, определить и устранить причину ее возникновения.
Диагностика утечки мультиметром
Для тех, кто еще плохо знаком с мультиметром, предлагаем прочитать статью: как пользоваться мультиметром для чайников, в которой подробно рассмотрены все режимы настройки и правила использования прибора.
Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром проводится в режиме амперметра постоянного тока. Для этого переключатель прибора переводят в зону, обозначенную буквами DCA и устанавливают на делении «10А». Красный (плюсовой) щуп располагают в гнезде 10ADC, черный (минусовой) – в гнездо COM, которое обычно располагается внизу. Если гнезда и деления на вашем мультиметре обозначены иначе, обязательно ознакомьтесь с инструкцией перед его включением в бортовую сеть автомобиля.
После подготовки прибора, приступают непосредственно к выполнению контрольно-измерительных работ. Для этого на автомобиле с отключенным электроснабжением отвинчивают и снимают минусовую клемму АКБ, очищают ее и контакт батареи в случае их загрязнения или окисления. Красный щуп мультиметра фиксируют в разрезе клеммы или любой подходящей точке массы, обеспечив его плотный контакт с поверхностью, а черный прикладывают к минусовому контакту АКБ. На дисплее прибора отобразится фактический ток утечки. Если на дисплее остается ноль, можно перевести прибор в режим 200m, чтобы определить нормальную (или слегка повышенную) утечку тока.
Поиск неисправных или неправильно подключенных потребителей
Выполнение данных работ необходимо, если выявленный ток утечки превышает 0,1-0,2 ампера (100-200 мА). Выявление конкретной точки, в котором она возникла, обычно удобнее проводить в разрыве плюса.
Для этого по всем приборам поочередно, начиная от наиболее «подозрительных» с точки зрения подключения или технического состояния, выполняется следующий алгоритм работ:
-
выключение зажигания;
отсоединение потребителя от плюсовой линии;
очистка и подготовка точек контакта;
включения амперметра в разрыв цепи последовательно;
считывание показаний прибора;
если показания равны нулю, потребитель считают исправным;
если показания отличны от нуля, но меньше общей утечки, их записывают, а поиск продолжают;
если показания равны или почти равны общему току утечки, поиск завершают;
в любом случае, после завершения работ необходимо восстановить целостность цепи и заизолировать точку контакта.
Бывает, что после проверки всех потребителей утечку выявить не удалось, а общая диагностика все же показывает ее наличие. В таком случае, виновником могут быть соединительные узлы и разветвления проводников. Попробуйте очистить их, восстановить плотность контакта. Если и после этого утечку устранить не удастся, обратитесь к опытному автоэлектрику, который проверит целостность всех токопроводящих линий специальным оборудованием.
Видео: как обнаружить утечку тока в автомобиле
Источник: