Адаптивный круиз-контроль что это

Системой адаптивного круиз-контроля (АСС) современные автомобили оснащаются уже не первый год. Однако не каждый автолюбитель в состоянии внятно рассказать о её предназначении. А между тем она даёт массу преимуществ.

Содержание

    1 Отличие адаптивного от стандартного круиз-контроля2 Составляющие системы и принцип работы3 Преимущества и недостатки АСС4 Как происходит управление адаптивным круиз-контролем5 Видео: демонстрация работы адаптивного круиз-контроля
      5.1 Интересные материалы

Отличие адаптивного от стандартного круиз-контроля

Предназначение системы круиз-контроля – поддержка скорости транспортного средства на постоянном уровне с автоматическим прибавлением газа, когда данная скорость снижается, и убавлением его, когда данная скорость увеличивается (последнее можно наблюдать, например, при спусках). С течением времени система продолжала развиваться в сторону увеличения автоматизации управления машиной.

Система адаптивного круиз-контроля – это усовершенствованный её вариант, позволяющий одновременно с поддержкой скорости автоматически снижать её, если возникает гипотетическая опасность столкнуться с машиной, идущей впереди. То есть идёт адаптация к дорожным условиям.

Составляющие системы и принцип работы

Адаптивный круиз-контроль состоит из трёх компонентов:

Сенсорных датчиков расстояния, измеряющих скорость идущей впереди машины и расстояние до неё. Располагаются они в бамперах и решётках радиаторов и бывают двух типов:

    радары, излучающие ультразвуковые и электромагнитные волны. Скорость транспорта, идущего впереди, эти датчики определяют по изменяющейся частоте отражённой волны, а расстояние до него – по времени возврата сигнала;
    лидары, посылающие инфракрасное излучение. Работают они также, как и радары и стоят намного дешевле, однако менее точны, поскольку подвержены влиянию погоды.

Стандартный радиус действия датчиков расстояния равен 150 м. Однако уже появились АСС, чьи датчики могут работать в коротком диапазоне, изменяя скоростной режим автомобиля вплоть до полной его остановки, и в диапазоне длинном, снижая скорость до 30 км/ч.

Это очень актуально, если автомобиль стоит в пробке и может передвигаться только на малой скорости;

Блока управления со специальным программным комплексом, куда уходит информация от сенсорных датчиков и прочих автомобильных систем. Далее она сравнивается с параметрами, которые были заданы водителем. С опорой на эти данные вычисляется расстояние до идущей впереди машины, а также её скорость и скорость, с которой в ней движется автомобиль с АСС. Необходимы они и для вычисления угла поворота руля, радиуса кривой, бокового ускорения. Полученная информация служит основой для создания управляющего сигнала, который блок управления посылает исполнительному оборудованию;
Исполнительного оборудования. Вообще-то АСС не имеет исполнительного оборудования как такового, но подаёт сигнал системам, связанным с управляющим модулем: системе курсовой стойкости, электронному приводу дросселя, АКПП, тормозным механизмам и пр.

Преимущества и недостатки АСС

Как и любая деталь автомобиля, система адаптивного круиз-контроля обладает своим комплексом достоинств и недостатков. Преимущества её заключаются:

    в экономии топлива, поскольку автоматическое регулирование дистанции и скорости позволяет лишний раз не нажимать на тормоз;
    в возможности избежать массы аварий, поскольку на аварийные ситуации система реагирует мгновенно;
    в избавлении водителя от лишней нагрузки, поскольку необходимость постоянно следить за скоростью своей машины для него отпадает.

Недостатки кроются:

    в техническом факторе. Любая система не застрахована от сбоев и поломок. В случае с АСС могут окислиться контакты, произойти сбой в работе сенсорных датчиков, особенно лидаров в дождь или снегопад, или же АСС не успеет своевременно отреагировать, если идущая впереди машина внезапно и резко замедлит движение. В итоге АСС в лучшем случае будет резко разгонять автомобиль или снижать его скорость, так что о комфортной езде говорить не придётся, в худшем приведёт к аварии;
    в психологическом факторе. АСС почти полностью автоматизирует работу автомобиля. В итоге его владелец привыкает к этому и расслабляется, забывая отслеживать ситуацию на дороге и не успевая отреагировать, если та превратится в аварийную.

Как происходит управление адаптивным круиз-контролем

Управляют АСС так же, как обычным круиз-контролем. Панель управления чаще всего располагается на рулевом колесе.

    Включение и выключение проводится при помощи кнопок On и Off. Там, где этих кнопок нет, для включения достаточно нажать Set, для выключения – на педаль тормоза или сцепления. В любом случае при включении автовладелец ничего не ощущает, а выключить АСС можно без проблем даже когда она работает.
    Задать помогают Set и Accel. В первом случае водитель предварительно разгоняется до нужного значения, во втором – снижает скорость. Закрепляется результат путём нажатия соответствующей кнопки. После каждого повторного нажатия скорость возрастёт на 1 км/ч.
    Если после торможения хотят вернуть прежнюю скорость, жмут на педаль снижения скорости и тормоза, а затем на Resume. Вместо тормозной педали можно использовать кнопку Coact, которая при нажатии даст тот же эффект.

Видео: демонстрация работы адаптивного круиз-контроля

Источник: turboracing.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
автомобильные новости
Добавить комментарий