На Улицу Жизни выкатили технику блокадного Ленинграда

В честь празднования 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в городе на Неве реализован краткосрочный, но очень познавательный культурный проект под названием «Улица Жизни».

Под открытым небом, в интерактивном выставочном пространстве, воссоздающим атмосферу Ленинграда 1941-1944 г.г., задействованы Манежная площадь и Итальянская улица. Их история неразрывно связана с суровыми днями блокады. Именно здесь в военные годы работали Ленинградское радио, Филармония, театры и другие учреждения культуры, помогая людям сохранять веру, выживать и бороться в осажденном городе.

Ранее мы писали

Как в лесу Валдая прижились «Чайка», «Козлик» и их старые друзья

Валдай для многих ассоциируется с Национальным парком, Иверским мужским монастырем, Дачей Сталина и музеем …

Читать далее
В основе памятной экспозии — противотанковые ежи, маскировочные сетки и другие приспособления, документы и фотографии времен блокады, есть даже мемориал «Стена памяти» с артефактами из домашних архивов петербуржцев. Но наибольший интерес представляют, конечно же, грузовики, легковые автомобили и все, что связано с техникой.

Трамвайный вагон типа МС-2

В декабре 1941-го по причине нехватки электроэнергии и топлива остановился весь городской транспорт. Замерзшие трамваи стали одним из символов блокадного Ленинграда. Иногда в них было можно увидеть «пассажиров» — ослабевших от холода и голода людей, которые заглянули спрятаться от ветра или передохнуть. 

Три с половиной месяца ленинградцы передвигались по городу пешком. Вражеская пропаганда вещала: «Ленинград – вымерший город. Здесь не осталось ни одного жителя». Но именно трамваи стали первым вестником для горожан, что их любимый город не погиб и выстоял. Чтобы возобновить трамвайное движение, было сделано многое. 8 марта 1942 года по улицам по улицам поехали грузовые вагоны. С их помощью удалось очистить город от мусора, снега и нечистот.

Через месяц с небольшим (15 апреля 1942-го) в угрюмую блокадную тишину, прерываемую лишь грохотом от разрывавшихся снарядов, массово ворвались живые и радостные звуки – перестук колес. Трамваи вновь стали развозить людей, первыми ожили маршруты 3,7, 9, 10 и 12. Поэт Николай Тихонов писал: «Весну 1942 года в Ленинград принесли не ласточки, а трамваи».

Надо сказать, что производством металлических трамвайных вагонов в период с 1927 по 1933 г.г. занимался завод «Красный Путиловец». Это были разработки инженеров Беляйкова В.В. и  Кондратьева И.И. В процессе производства техника модернизировалась – основных модификаций было четыре: МС-1, МС-2, МС-3 и МС-4. Вместимость вагона – 84 человека, из них сидячих мест – 24. Удивительно, но некоторые экземпляры успешно проработали до 1 мая 1968 года.

ГАЗ-67

Удовлетворял потребности Красной армии в легком вездеходе. Использовался как командирский и разведывательный транспорт. При необходимости выполнял роль тягача для противотанковых орудий. Между собой военные называли ГАЗ-67 «козликом». Оснащался 3,2-литрвоым мотором мощностью 54 л.с. Этого еле-еле хватало, чтобы развить максимальные 90 км/ч.

Ранее мы писали

«Глас народа»: а Вы на таком ездили?

Какими бы навороченными и крутыми не казались нам современные автомобили, заприметив случайно откровенный …

Читать далее
Грузоподъемность «67-го» составляла 500 кг, однако миллион примеров, когда автомобиль тянул за собой артиллерийские системы или прицепы весом до 1,2 тонны. До конца Великой Отечественной было изготовлено 5250 ед.

ГАЗ-М-1

Первые опытные образцы «эмки» появились в феврале 1935-го, а в 1936-м он сменил собой в производстве ГАЗ-АА. С марта по конец декабря заводчане собрали 2524 автомобиля. Буква «М» в индексе появилась оттого, что завод стал носить имя тогдашнего главы Правительства СССР В.М. Молотова (и так было до начала 60-х).

Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (изначально с деревянным боковым брусом крыши и дермантиновой обтяжкой). Длина автомобиля – 4,62 метра, масса – 1370 кг, запас топлива – 60 литров, расход – 14,5 л/100 км. 

За годы производства ГАЗ-М-1 неоднократно видоизменялся. Наиболее серьезная модернизация случилась в 1938-м, когда свет увидели опытные образцы с новым 6-цилиндровым рядным мотором ГАЗ-11. С ним автомобиль мог разгоняться до 98 км/ч. В общей сложности было изготовлено 62 888 ед. Интересно, что в свободной продаже ГАЗ-М-1 не было. Его можно было получить в награду за особые заслуги в труде, науке и искусстве.

М-72 и ручной пулемет ДП

Разработка этого тяжелого мотоцикла началась в 1939 году, когда было инициировано массовое перевооружение Красной Армии. М-72 стал копией немецкого BMW R71, который к тому времени хорошо себя зарекомендовал в Вермахте.

Серийно выпускался в период с 1941 по 1960 г.г. на различных производственных площадках СССР и до середины 50-х в свободную продажу не поступал. Всего выпущено 8500 мотоциклов. Изготавливался как в одиночном варианте, так и с коляской. Классифицировался как «бронетехника», потому как являлся носителем стрелкового оружия.

Пулемет Дегтярева крепился сошками к пластине вертлюга (закрепления пулемета) – это облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. На мотоцикл также монтировались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления вертлюг.

Агитационный ЗИС-8

Ранее мы писали

Мария Медведева: 36 лет на транспорте

В самый что не есть «женский» день мы решили опубликовать письмо от пожилой жительницы Валдая, которое пришло …

Читать далее
Советский городской автобус на длиннобазном шасси ЗИС-11, выпускавшийся в Москве с 1934 по 1936 г.г. За этот период выпущено всего 547 экз. Производство было остановлено в связи с начавшейся реконструкцией завода им. Сталина и переходом на более совершенную модель ЗИС-16.

При столько короткой жизни удалось собрать несколько вариантов автобуса. Причем, этим занимались непосредственно автопарки в целом ряде советских регионов, включая Украину и Грузию. Это производство носило стихийный характер и практически не контролировалось. У большинства предприятий отсутствовала техническая документация и чертежи для производства.

С началом войны подавляющее большинство ЗИС-8 были мобилизованы в армию, оставшиеся же на «гражданке» пришлось законсервировать в парках. Восстановление автобусного хозяйства началось в феврале 1945-го. Последние экземпляры ЗИС-8 были списаны в 1950-1951 г.г.

ГАЗ-АА («полуторка»)

В историю ленинградской блокады вошел как грузовик, перевозивший грузы по знаменитой Дороге жизни. Нередко водители делали облегченные версии машин. К примеру, отключали одну фару, а на вторую ставили заглушку – простую жестянку с узкой горизонтальной прорезью посередине. Цель – светомаскировка в ночное время. На случай, если автомобиль вдруг начнет проваливаться под лед, снимались двери. Это позволяло водителю и пассажиру быстро выскочить из кабины. Теплопотеря от такого переустройства отчасти компенсировалась большим количеством одежды, а иногда – ведром с тлеющим углем на полу. 

ГАЗ-АА (медицинский)

В годы блокады «полуторка» использовалась для перевозки больных. Переделать грузовичок под эти цели было несложно: изготавливался отдельный медмодуль и монтировался на шасси позади кабины подобно грузовому фургону. При этом кузов получался вместительным: можно было транспортировать сразу несколько больных на носилках. В ряде случаев устанавливалось реанимационное оборудование. Особую известность получил так называемый «ленинградский» кузов – с покатой крышей и 3 окнами в каждом борту позади кабины.

В блокадные годы функционировало 8 подстанций скорой помощи, на которых несли свою непростую службу 25 врачей и 352 человека среднего медперсонала. Среди постоянных бомбежек, артобстрела, в условиях холода и голода их работа неизменно оставалась слаженной и оперативной. 

ЗИС-5 («трехтонка», «Захар», «Захар Иванович»)

Второй по массовости советский грузовик 1930-1940-х годов. Один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной. Выпускался с 1933 по 1948 г.г. На базе ЗИС-5 разработано 25 модификаций, из которых 19 были поставлены на поток. Очень ценился в войсках и принимал участие в доставке грузов в осажденный Ленинград.

Несмотря на паспортную грузоподъемность, машину нередко нагружали до 5 тонн, и она свободно ехала в том числе по бездорожью. Тяговые возможности ЗИС-5 впечатляли: низкооборотистая рядная «шестерка» объемом 5,5 литра выдавала 279 Нм при 1000 об/мин. При этом показатель мощности был более чем скромный – всего 73 л.с., а максимальная скорость едва дотягивала до 60 км/ч.

Для производства кабины активно использовались дерево и фанера, крылья гнулись из кровельного железа. В процессе производства демонтировали передние тормоза и правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. После войны «Захар» вновь обрел свое первоначальное оснащение.

На базе ЗИС-5 активно выпускались автобусы, пожарные машины, прожекторные и минометные установки. Наконец, он стал основой легендарного советского оружия – миномета «Катюши». Грузовику было установлено 25 памятников на всей территории Советского Союза.    

Источник: 110km.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
автомобильные новости
Добавить комментарий